СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ "ЭКЗАМПЕЙ":

От автора...............…………….................................... ..............................5

Э С С Е

Гилея Геродота (Опыт реконструкции)……..….….. ………..…......….6

Экзампей Геродота (Опыт реконструкции)…..…… ...…...........……..36

Пантеон киммерийско-скифских царей Гилеи и Экзампея (Опыт
реконструкции)..........................................................................................66

Иларион - первый художник и поэт Киевской Руси... ...........................82

Пушкин и Рафаэль……………………..………...……....…........………121

Ночи певец и картежник?…………………….…...………..........………137

Провозвестник Ноосферы (о В.В. Верещагине)…………..........….......141

Братья-художники Ге……………………………….......….........……....150

Слово о художнике Виталии Золотухине………………..........…..........157

Превью отдельных работ В.И. Золотухина………….....…..........…..…168

СТИХИ………………………………………………………………..…175-255

ПОЭМА

Предисловие к поэме "Экзампей"..........................................…............256

Экзампей (поэма)........................................................…………..…........257

Примечания ...................................................................………........266-267






СЛОВО О ХУДОЖНИКЕ ВИТАЛИИ ЗОЛОТУХИНЕ

"Солнце разлито поровну,
вернее, по справедливости,
вернее, по стольку разлито,
кто сколько способен взять..."
В. Солоухин.

Виталий Золотухин

В каждом художнике спрятано солнце. Сгорая в его пламени, он создает доселе невиданную красоту, доступную только ему одному. И в этом непрестанном служении красоте художник обретает для себя и цель, и дорогу, и смысл жизни. Виталий Золотухин (1929-1986 гг.) не был исключением из этого правила. Вступив на путь искусства в отрочестве, он остался верен ему до последнего дня своей жизни.

Мать наша, Золотухина Варвара Иосифовна, урожденная Седнева-Хилкова (1909-1980 гг.) работала на ныне Черноморском судостроительном заводе. Беременность ее была незаметной и потому ее взяли в сдаточную команду корабля в Севастополь. Там и родился художник 23 октября 1929 г., но вся его жизнь прошла в Николаеве. Правда, из-за преследований матери (как передовая работница завода, она была участницей первого всесоюзного съезда женщин в Москве, где выступал Сталин, впоследствии почти всех участниц этого съезда, если не уничтожили, то упрятали в Сибирь!), пришлось ей внезапно, без шума, по совету добрых людей, срочно в 1936 г. уехать "в неизвестном направлении", т.е. в г. Днепропетровск. Там она работала на литейном заводе, там родился я, и там Виталий пошел в школу. Занимался он отлично, так что учителям даже захотелось посмотреть на родителей этого прилежного мальчика. Семья вернулась в Николаев в 1941 г. Отец ушел на войну, а матери, будучи беременной сестрой, с двумя малолетними сыновьями пришлось прятаться в подвалах у родственников на Водопое. На нее, как на активную работницу, заявил в гестапо предатель Бородецкий, живший с ней в одном дворе по ул. Потемкинской, 61. Там нам довелось сполна испытать на себе все тяготы оккупации, холод и голод. Мы с сестрой обязаны брату и своим спасением. Весной, в марте, 1944 г. немцы, отступая, взрывали дома на Водопое для расчистки поля под оборону города. Мать ушла к реке Ингул за водой. Немец подложил мины под домом и стал тянуть бикфордов шнур. Мы находились в доме. Перед тем как поджечь шнур, немец почему-то заглянул в дом. Виталий, увидев немца, потянулся к иконам. Он, вероятно поэтому, приказал быстро выйти. Мы в чем были, взяв только две иконы Святого Николая и Божьей Матери, отошли метров на 25 и стали под вишней. Немец тут же поджег шнур, дом взорвался, а часть железной крыши, взлетев, опустилась и повисла на вишне. Мать, увидев, что дома нет, бросила коромысло с ведрами и кинулась к дому. Увидев на расстоянии троих детей, стоявших под вишней живыми, потеряла сознание…

Отец наш, Золотухин Иван Алексеевич, служил на Черноморском флоте, воевал и, по его словам, чуть было не попал в десант Ольшанского, но после войны в семью не вернулся, т.к. завел уже новую семью в Севастополе. Мать, инвалид труда, после войны осталась с тремя детьми на руках. Старшим был Виталий, который фактически мне с сестрой заменил отца. Жили мы весьма и весьма бедно. Именно поэтому в 14 лет Виталий начал подрабатывать в художественном комбинате, куда был зачислен учеником с 5 сентября 1946 года. Школу пришлось заканчивать вечернюю, о высшем или среднем специальном образовании приходилось только мечтать. Именно поэтому мать моя и брат вложили все силы, чтобы я с сестрой окончили НКИ. С этого времени, на протяжении почти 40 лет, жизнь Виталия была неразрывно связана с Художественным фондом. С 1951 по 1954 год он служил в Кишиневе в рядах Советской Армии артиллеристом и как лучший артиллерист-наводчик приезжал в отпуск. Всю свою жизнь занимался самообразованием, учился у своих товарищей, но более всего - у самой природы: ходил на этюды, писал натюрморты. Его первыми наставниками в искусстве были Алексей Васильевич Старощук и Павел Иванович Ковалев. В 1962 г. Виталий женился на Марии Григорьевне Барчак, ныне Золотухина. У них в 1963 г. родился сын Юрий (ныне живет в г. Симферополе, окончил Харьковское художественное училище, а затем - Харьковский художественный институт, член Союза художников Украины), в 1966 г. - дочь Елена, которая окончила НКИ. Так что, Виталий помог получить высшее образование не только мне с сестрой, но и своим детям.

Нужно сказать, что пока существовало Товарищество художников в Николаеве, в их среде, действительно, царила творческая, товарищеская, атмосфера. Возможно потому, что все они занимались творчеством после изнурительной оформительской работы, т.е. исключительно в свободное время. Вместе выезжали на этюды, часто бывали у П.И. Ковалева на его даче в Матвеевке, где также писали и затем обсуждали коллективно этюды. Павел Иванович был представителем петербургской школы художников. Интеллигентный, начитанный, любивший классическую музыку, очень добрый, весьма преданный искусству человек, он стал не только душой их компании, но и другом-воспитателем! Каждая из художественных выставок была, действительно, творческим соревнованием между друзьями. Вспоминаю, что после каждой выставки в 60-х годах (выставочный зал находился через дорогу, в доме напротив Каштанового сквера, где нынче расположен цветочный рынок) они приходили к нам в дом, на Плехановскую 65, к матери на котлеты, она их хорошо готовила. Шутки, смех, товарищеские подначки, сопровождали их встречи. В те годы подлинными лидерами Николаевского Товарищества художников были В. Фирсов и В. Зизда. Но все это постепенно исчезло в 1972 г., после разделения художников на признанных союзом художников и непризнанных. Известно, что всякие награды, степени и звания придуманы государством для утверждения своей власти, а не для подлинной оценки мастерства художника. Иначе говоря, любое государство, любая власть, какой бы демократической она себя не считала, так или иначе, но использует нравственный авторитет выдающихся мастеров в своих целях. Не зря В.В. Верещагин отказывался от всех степеней и званий ради того, чтобы не потерять свободу говорить людям правду и только правду, чтобы не стать остепененным и обласканным инструментом подавления в руках власти других независимых творцов. Начиная с 1955 года, Виталий Золотухин - неизменный участник всех областных выставок николаевских художников. В 60-х годах Виталий Золотухин был в числе первых, кто закладывал основы монументально-декоративного искусства у нас в городе и области. При его непосредственном участии были оформлены многие интерьеры и экстерьеры зданий, улиц и парков. В 1963 году он впервые принял участие в республиканской художественной выставке - представил цветную линогравюру "Бакенщики". Успех этого небольшого по размерам произведения был вызван, по-видимому, созвучием его идеи стремительной поступи того времени. Студенты педагогического института писали в книге отзывов: "В работе Золотухина "Бакенщики" чувствуется сила, стремление к цели, в общем-борьба, а жизнь - это тоже борьба". Впоследствии еще более 40 картин его выставлялось на различных республиканских выставках, а одна - "Туман" - на Всесоюзной выставке "Голубые дороги Родины" (1979г.). Всего, судя по разделам живописи и графики сохранившихся каталогов областных, республиканских и одной всесоюзной (всего 35!) выставках им было показано более 200 работ.

Николаевское товарищество художников

Николаевское товарищество художников после выставки в 1958 г. Вверху слева направо: В.Ежов, А.Завгородний, С.Бродский, П.Александров, В. Загребельный, В. Фирсов, О. Здиховский, Дунеман, Э. Дольник.
Внизу слева направо: А.Громов, Г. Лагутченко, В. Золотухин, В.Зизда, И. Чеченин,

В творчестве, впрочем, как и в самой жизни, Виталий Золотухин не искал обходных путей, а всегда шел навстречу трудностям. В живописи не сходил с платформы реализма, а в графике, испробовав различные техники, остановился на одной из самых трудоемких-гравюре на картоне. По его словам, эта техника по богатству полутонов одного цвета приближала графику к живописи. Одна из лучших его работ-"Туман"-выполнена также в довольно сложной технике - монотипии. Рисовал он углем и карандашом, акварелью и пастелью, но чаще всего-маслом и гуашью.

Прослеживая его творческий путь, отчетливо вижу, что весь он был заполнен непрерывными поисками. Художник искал себя в живописи и графике, в моделировании и прикладном искусстве, в диораме и во всем, что требовало искусного труда, терпения и мастерства. Лирическое начало в творчестве Виталия Золотухина преобладало над драматическим. Он не слишком любил путешествовать и справедливо считал, что красота окружает нас повсюду, нужно ее только видеть. Поэтому изображение родной земли в пейзаже носит у него доминирующий характер (серии "ЮУ АЭСстроится", "Земля хлеборобская", "Весна в яхт-клубе", цикл "Бугские пороги"и множество отдельных картин). В жизни он мало говорил и больше делал. В силу своего действенного характера В. Золотухин и пейзажи писал по преимуществу живые и динамичные. Пробным камнем у него в натюрморте была сирень, которую писал каждую весну. Манере своей в живописи почти не изменял. Исключение составляет период 1964-1971 гг., когда было заметно подражание Ван Гогу ("Весна", "В саду", "Осенние кружева"), но и эти пробы нужно рассматривать не иначе, как продолжение его поисков вокруг новых форм самовыражения.

На протяжении всего творческого пути художник неизменно писал море. В 1957 г., очевидно, следуя за Р.Г. Судковским ("Очаковская тендра"), по этюдам очаковского берега он создает картину "Скалистый берег". Здесь, вместо спокойного моря, мы видим тревожное состояние на границе столкновения трех стихий. Не случайно в книге отзывов по поводу этой картины один из посетителей выставки писал: "...пусть пейзаж и лирический, но он пробуждает революционное прошлое-это 1905-1907 годы, "Буревестник революции". В дальнейшем он создает серию работ с видами очаковского побережья ("Пасмурное утро", "В море", "Ветерок", "Старый причал", "Отслужили").

Драматическое начало творчества Виталия Золотухина нашло выражение в ряде произведений, посвященных гражданской и Отечественной войнам. Среди них особого внимания заслуживает живописное программное по теме полотно "Высота" (1968 г.) и графические серии, посвященные десанту Ольшанского, женщинам войны, обороне Москвы, форсированию Южного Буга, 1945 году. Все эти работы полны динамизма и внутреннего напряжения, которые присутствуют даже в таком чисто пейзажном произведении, как "Высота". Желание вынести движение за границы плоскости привели художника к созданию ряда диорам. Среди них есть и диорамы на военные темы: "На подступах к Николаеву" и "Взятие Казанки" (выполненные совместно с Козловским В.С.). Особняком в его творчестве стоят картины "Солнышко" (1968г.), изображенное на обложке этой книги, и "Пробуждение" (1968 г.), как отражение увлечения поэзией В. Солоухина. Но в тематическом плане это не иллюстрации, а ассоциативная импровизация. Большая часть творчества брата так или иначе связана с Николаевской землей, это целые циклы, посвященные Мигийским порогам, морю, степям нашей области. Он жил интересами страны и часть его работ посвящена строительству новых объектов-гигантов в области, таких как Николаевский глиноземный завод и Южно-украинская АЭС. Но вот, что интересно, стоило ему поехать в новые места, где он мог писать этюды, как он получал духовный импульс для обновления творческой палитры. К числу таких примеров относятся его поездки в дом творчества художников в г. Седнев (здесь возможно сыграло то, что наш дед по матери был Седнев!) в 1969 г. или самая последняя его поездка на Кавказ зимой 1986 г. для лечения, из которой он привез 22 этюда, так поразивших своей красотой его коллег художников. Создается впечатление, что это было его прощанием с красотой жизни...

Занимал В. Золотухина и драматизм человеческой судьбы. Судьба не баловала художника. Можно сказать, что он был у нее пасынком, и в силу этого он более всего любил Шестую симфонию П.И. Чайковского. Возможно поэтому его занимал образ Паганини, как символ стойкости и мужества в борьбе с собственной судьбой ("Мелодия", 1963 г., "Паганини", 1968 г., "Финал", 1972 г.). Особой заботой художника всегда была композиция. Постоянная неудовлетворенность и требовательность к своему искусству всегда сопровождали вариативные, порой мучительные, поиски лучшего варианта композиции. Работая над произведениями исторически конкретной тематики, художник всегда старался быть точным в изображении тех или иных деталей. Все это свидетельствует о том, что он стремился не к сиюминутному успеху, а старался в каждом произведении - решить поставленную перед собой некую сверхзадачу. Благодаря этому в драматургии многих его работ просматривается сквозное действие, наполняющее их внутренней жизнью и драматизмом.

Среди множества задач, которые ставил перед собой художник, особого внимания заслуживает одна, проходящая через все его творчество: в пейзаже он старался передать наиболее сложные в изобразительном отношении состояния дня в различные времена года ("Сумерки", "Пасмурное утро", "Начало дня", "Туман", "Гроза прошла", "Март", "На косе"). Как всякий художник, Виталий Золотухин горел неиссякаемым желанием - создать красоту, единственную в своей неповторимости. В результате непрекращающихся поисков в последний год он создал две лучшие из своих работ: "Ни пяди назад!" и "Море" (1986 г.). Несомненно, это-программные работы. В первой выражен его характер, во второй-душа. В первой картине израненные артиллеристы после боя, длившегося весь день, ночью отстреливаются последними снарядами, но не уступают врагу ни пяди родной земли. Принимая активное участие в общественной жизни, автор картины не раз во имя общих интересов "принимал огонь на себя", но позиций своих не сдавал. Да и в вопросах творчества, свято преклоняясь перед подлинным искусством, он оставался верным его идеалам и старался не разменивать это чувство. В картине "Море" лирик от природы Виталий Золотухин как бы возвращается к юношескому увлечению искусством Судковского, но уже на более высоком уровне творчества, с неким философским подтекстом. Здесь мы видим беспокойное море с видом на древний остров Березань. В центре картины - всплеск волны на одиночном камне, на миг заслонивший солнце, как мгновенный всплеск человеческой жизни на вечном полотне природы. В техническом отношении здесь решена сложнейшая задача - всплеск волны показан в контражуре. Вся картина полна музыки и движения.

Не анализируя степени совершенства работ Виталия Золотухина, замечу, что творчество любого художника, впрочем, как и каждую отдельную картину, вблизи не рассмотреть. Нужно отойти на некоторое расстояние. Для этого требуется время. Только оно одно способно дать объективную оценку творчеству и первая посмертная выставка стала первым шагом на этом пути.

В жизни Виталий Золотухин был добрым, отзывчивым человеком и любил детей. В доме он все делал своими руками. У нас до сих пор сохранилась мебель, сделанная его руками. Меня с сестрой и своих детей он приучил к трудолюбию собственным примером. Он был настоящим трудоголиком и работал, не считаясь со временем. В его руках все горело, особенно, если это касалось творчества. Его коллеги-художники рассказывают, что когда они выезжали на этюды, то Виталий успевал сделать по два-три этюда, пока другие искали красивые места. Он видел красоту в любом природном явлении, любил степь и море, наши реки, любил животных и держал у себя в мастерской рыбок, цветы были его особой страстью, особенно сирень. Его любовь к искусству передалась и его сыну Юрию, который стал продолжателем его дела, хотя творческий облик сына, естест-венно, отличается от отцовского. Виталий был сторонником того, что художницкое ремесло и мас-терство есть фундамент для творческого полета, но своих взглядов и творческих манер не навязывал. Он считал, что классическое искусство является основой для любых творческих поисков.

Виталий был скромным человеком и в то же время общественно активным. Одно время даже был избран председателем профсоюза художников и приложил немало сил при строительстве и сдаче Дома художников, который находится на углу улиц Инженерной и проспекта Ленина. В дружбу верил как скиф. Среди друзей его по жизни были художники Борис Задвицкий, Александр Кушниренко, Анатолий Завгородний и Вячеслав Козловский. С последними, шутя, они образовали даже творческую группу: "ЗалКоЗавы" - Золотухин-Козловский-Завгородний. В творческом отношении был близок с М.А. Ряснянским. Честность и правдивость в людях Виталий ценил превыше всего. Долг почитал за обязанность. За свой труд награжден орденом "Знак Почета", двумя медалями, множеством грамот и благодарностей. Он был певцом родной земли и понимал, что преемственность в искусстве основана на любви к родной земле, на памяти, объединяющей нас в человечество. Весной 1980 г., после смерти матери, художник писал своему сыну Юрию:"...Жизнь - есть жизнь. Всему свое время. Никто не знает своей судьбы. Нам нужно продолжать хорошие дела, жить будущим и быть достойными наших предков". Действительно, хорошие дела со временем становятся продолжением нашей жизни. Виталий Золотухин сделал немало для нашего родного края и мог бы сделать еще больше - все говорит о том, что в последние годы он нашел себя в искусстве и его творческие силы достигли полного развития. Весной 1986 года художник начал писать осень, но этот грустный пейзаж остался неоконченным...

Виталий Золотухин так и не стал членом Союза художников, украинскую аттестацию он прошел и оставалось пройти союзную. Не упомянут он, к стыду его коллег, и в каталоге членов Николаевского Союза Художников, отмечавшего в 2002 г. свое 30-летие. Со многими из членов союза он работал, в творческом отношении, бок о бок до самого последнего дня жизни. И коллеги его хорошо знают и помнят, какие жесточайшие требования он сам предъявлял к себе, как художник. Борис Пастернак как-то заметил: "Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех." Глядя на жизнь и творчество моего брата, скажу, что это о нём. В искусстве, как нигде, взаимное влияние всех членов художнической братии друг на друга особенно велико и действует оно независимо от степеней и званий. Потому и отношения между художниками, если они действительно являются жрецами Прекрасного, не должны быть формальными. И, когда художник уходит из жизни, для него ничего страшнее нет, чем беспамятство его коллег, равносильное предательству при жизни.

Лучшие работы были переданы женой художника, М.Г. Золотухиной, Областному Художественному музею им. В.В. Верещагина: "Старый яхт-клуб", 1983 г., Б., гуашь, 66х56; "Начало дня", 1984 г., Б., гуашь, 68,5х75,5; "Туман", монотипия, 1979 г., 45х49; "Ни пяди назад!", Б., гуашь, 1986 г., 50х70; "Водопад", Б., гуашь, 1983 г., 55х75; "Абрикос цветет", Б., гуашь, 1983 г., 61х72; "Краны", Б., гр. На карт., 1979 г., 62х45; и еще 11 работ указаны в "Каталоге музея", вып. II, Николаев, 2001 (СС.52, 53). 18 картин из его наследия жена передала в дар Николаевскому областному краеведческому музею, а также 5 картин - музею десанта Ольшанского в Морском порту. Несколько картин после выставки были повезены в Киев на республиканскую выставку Николаевского союза художников еще в советское время и лучшие из них не вернулись оттуда. Считаю своим долгом представить, хотя бы часть работ из живописного и графического наследия Виталия Золотухина. Всего же после кончины художника мною было переписано и инвентаризовано 410 картин и этюдов.

Как сказал Анатоль Франс "Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником". А, поскольку подлинным искусством может быть лишь то, которое нельзя выразить словами (Гете), то лучше всего об этом могут "рассказать" только сами работы Виталия Золотухина. Именно из них и видно, что он был и мастером, и художником.