К 1010-летию со дня рождения Илариона-Никона!

ОСНОВОПОЛОЖНИК НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ.

«О Бояне, соловию стараго времени!»
«Слово о полку Игореве»

Недавно на «Свободе слова» у Савика Шустера в Киеве поэт Евгений Евтушенко говорил о том, что в настоящее время он пишет Антологию русской литературы и начинает ее с Илариона. Но, возникает вопрос: что нам сегодня известно из официальных источников об Иларионе? В «Словаре книжников и книжности Древней Руси» (Вып. I, Л., 1987), сказано: “Иларион (сер. XI в.) – митрополит Киевский, оратор, писатель, церковно-политический деятель. Сведения о жизни и деятельности митрополита Илариона, содержащиеся преимущественно в Начальной русской летописи, дают мало для его биографии, но помогают создать представление о нем как о выдающемся деятеле периода политического и культурного подъема Киевской Руси”. Отмечено, что “Мних и пресвитер”, как сам себя называет Иларион, притом “муж книжен”, был в числе приближенных Ярослава. Именно его “постави Ярослав митрополитом… собрав епископы”, как об этом говорится в начале летописной статьи 1051 г. Подчеркнуто, что он был автором “Русской Правды”, одного из первых юридических документов Киевской Руси. За Иларионом признано авторство нашего первого поэтического произведения “Слова о Законе и Благодати”, “Молитвы” и “Исповедания веры”. Д.С. Лихачев высказал предположение о том, что Иларион был автором “Сказания о распространении христианства на Руси” – одного из источников начальной русской летописи. Далее сообщается, что, вероятно, после смерти Ярослава в 1054 г. Иларион был смещен с поста главы русской церкви и замещен греком Ефремом. Считается, что после этого Иларион вернулся в Киево-Печерский монастырь. М.Д. Приселков в 1911 г. высказал предположение о том, что Иларион в 1054 г. принял схиму под именем Никона. Нестор в своем “Житии Феодосия Печерского” называет его Никоном Великим. В 1061 г. он навлек на себя гнев Изяслава тем, что постриг сына боярина Иоанна и одного из приближенных князя (в монашестве Варлаама и Ефрема), после чего вынужден был покинуть Киев и уехать в Тмуторокань. В 1068 г. вернулся в монастырь еще при Изяславе, но вскоре ему снова пришлось вернуться в Тмуторокань. На этот раз, видимо, защищая Изяслава, изгнанного из Киева Всеволодом и Святославом, и там он находился до 1077 г. С 1078 г. и до смерти в 1088 году был Игуменом Киево-Печерского монастыря. В святцах отмечена кончина Никона – 23 марта, по старому стилю. Мощи хранятся в Ближних (Антониевых) пещерах. Считается, что именно Никон придал историческим записям форму погодных статей и, таким образом, явился создателем специфической именно для русской историографии погодной структуры летописания. Таковы, вкратце, известные на сегодня сведения об Иларионе-Никоне.

Более 25 лет мною посвящены разгадке тайны «Слова о полку Игореве». Результаты этих исследований изложены в книге «Тайны «Слова о полку Игореве» (монографическое исследование) (Николаев, 2005, 560 с.). Автором «Слова» был тоже святой Православной церкви Кирилл Туровской (1101-1208 гг.). Его не считали автором «Слова» только потому, что поход князя Игоря на половцев состоялся в 1185 г., а сегодня в святцах дата его кончины отмечена 1183 г. На самом же деле его «похоронил» так рано Киевский митрополит Никифор II. Когда Константинополь направил митрополитом в Киев Никифора II, Кирилл Туровской посчитал, что тот как болгарин поддержит его “Слова”, посвященные Илариону-Никону. Но митрополит на это ответил тем, что в 1181 г., воспользовавшись кончиной туровского князя Юрия Ярославовича, снял “по возрасту” Кирилла Туровского с епископского поста и назначил молодого болгарина Лариона. Более года длился конфликт, туровцы в знак протеста перестали ходить в церковь, Кирилл удалился в Борисо-Глебский монастырь. 29 апреля туровские монахи обнаружили его в келье умершим и сообщили об этом митрополиту и тот приехал с серебряной ракой хоронить Кирилла. Кто-то из приближенных митрополита поджег церковь и возбужденные монахи, с криками стали выносить тело своего любимца из церкви. На глазах у Никифора Кирилл воскрес 7 мая 1182 г., вероятно, он находился 8 дней в летаргическом сне (мнимая смерть). Несмотря на это, митрополит скрыл факт воскрешения и запретил Кириллу покидать Туров. В этих условиях Кириллу Туровскому ничего не оставалось, как воспользоваться известным приемом византийских литургистов и оставить всю правду в скрытых акро-, мезо- и телестихах. В одном только “Слове о полку Игореве” удалось выделить более 250 таких стихов. Но самое важное заключается в том, что только в этом уникальном памятнике содержится ключ к расшифровке скрытых стихов и свиванию их особым образом в акромезотелестихи. В результате выяснилось, что этим же приемом владел также Иларион, до него Кирилл и Мефодий, а еще раньше - византийские гимнографы и древние греки. Понадобился год с применением компьютера, чтобы в “Слове о Законе и Благодати” Илариона выделить более 800 скрытых стихов, которые дали совершенно новую и объективную (из первых уст) информацию о периоде крещения Руси, Иларионе, его матери Нике-Ирине-Софии-Оранте, отце Владимире-Крестителе, строительстве собора Святой Софии Киевской и т.п. Частично эти сведения опубликованы в моей книге «Экзампей» (Николаев, 2005).

Выяснено, что автор “Слова о полку Игореве”, Кирилл Туровской, назвал Илариона Бояном потому, что он родился 28 марта 997 г., в день памяти болгарского князя Бояна (ум. ок. 830 г.), пострадавшего за веру. Там же, в одном из акротелестихов, Туровской называет Бояна Великим Никоном и славит его сына Нестора-летописца. Так что, как видим, гипотеза Приселкова находит свое подтверждение, а родоначальником летописания является не Нестор, а его отец, Иларион. История жизни Илариона с детских лет и до возраста, чуть больше возраста Христа, изложена им в скрытых стихах «Слова о Законе и Благодати», если восстановить его форму как византийского канона. Кратко эта неизвестная история выглядит таким образом.

Иларион многократно свидетельствует, что Анна прибыла в Корсунь 5 июня 988 г., Владимир крестился там 8 июня 988 г. До этого Владимир сам побывал инкогнито в Константинополе с 4 по 28 марта 988 г., где была достигнута договоренность о том, что он вначале должен был крестить Киев, затем креститься сам в Корсуне, только потом могло состояться венчание, и то лишь при условии, что он направит свои войска на помощь Византийским императорам для подавления восстания Варды Фоки. Забегая вперед, скажу, что именно русские войска сыграли решающую роль в разгроме мятежников в двух сражениях при Хрисополе и Абидосе, завершившихся гибелью Фоки. С выполнением достигнутой договоренности по всем пунктам нужно было спешить, ибо Фока был уже недалеко от Константинополя. Владимир понимал, что создалась уникальная ситуация, которую нужно было максимально быстро реализовать, чтобы выполнить программу принятия новой веры на условиях, выгодных ему и Руси. Поэтому, как пишет Иларион, уже 2 мая 988 г. он, сбросив Перуна и других языческих богов, окрестил всю свою знать, вначале на горах в Киеве (о крещении своих сыновей Владимиром до крещения киевлян писал Татищев). Дата выбрана не случайно, именно в этот день были убиты Олегом здесь христиане Аскольд и Дир в 882 г. Затем уже 8 июня 988 г. крестился сам в Корсуне, а, вернувшись в Киев с Анастасом Корсунянином, крестил уже Киевский Подол не в среду 1 августа, как принято сегодня считать, а в воскресенье 2 сентября 988 г., как сказано у Илариона.

Известно, что долголетнее сватовство римского императора Куно фон Эннигена, Оттона II-го Рыжего, к Анне закончилось тем, что вместо принцессы он получил в жены племянницу Иоанна Цимисхия, Феофанию. Брак Оттона II и Феофании был торжественно заключен в Риме 14 апреля 972 г. В 980 г. у них родился сын Оттон III-й, который был на год младше своей внебрачной сестры по отцу, Ники-Ирины, родившейся у Анны. Отец Ники умер, когда ей было 5 лет, а Оттону-III было всего 4 года. Феофания стала его регентом и приложила все усилия к тому, чтобы при дворе Оттона III примером всему служил византийский церемониал. Таким образом, у Анны, которой в 988 г. исполнилось 35 лет, к тому времени было уже две дочери от Оттона II, причем, младшей Нике-Ирине исполнилось 9 лет.

Иларион пишет в скрытых стихах о том, что после того, как Владимир окрестил Подол в воскресенье 2 сентября 988 г. (сегодня принято считать, что крещение состоялось в среду 1 августа 988 г.), и по случаю приезда в Киев младшей дочери Анны и Оттона II, Ники-Ирины, (имя Ники она получила от византийских, а Ирины – от римского императоров) он устроил пир. На этот пир в понедельник 3 сентября 988 г. явились слепцы-предсказатели. Они напророчили великому князю, что у него должен родиться сын с великим будущим. А жена, от которой родится этот сын, ее мать и брат по отцу умрут в разные годы, но в один и тот же день, 3 сентября. Далее история развивалась следующим образом. Все ждали, что у Анны родится сын, но в конце марта или в начале апреля 989 г. родилась девочка. Её назвали Марией, вероятно, в честь Марии Египетской. Родилась она, чуть ли не на Благовещение 25 марта или на Пасху, которая отмечалась 31 марта. Время шло, а долгожданный сын все не рождался. Здесь нужно сказать, что, когда братья Анны выдавали ее за Владимира, то они вынашивали планы сделать наследника Анны своим вассалом по праву крещения и престолонаследия. В 990 г. Анна едет в Константинополь и там со своим братом по матери, Иоанном, с которым еще раньше ее свела их мать Феофания, зачала сына. Анне было 37, а Иоанну – 20 лет. Вернувшись домой, Анна 28 мая 991 г. рожает Судислава, как сына Владимира, которого в 994 г. отвозит в Константинополь для воспитания в византийском духе. В это время подрастает ее дочь Ника, и у нее от Владимира рождается сын 28 марта 997 г., на Пасху, через три дня после того, как его матери, Нике-Ирине, на Благовещение, исполнилось 18 лет. Мальчика назвали Иларионом, но показала она его Владимиру не сразу. Нечего говорить, что рождение сына на Пасху у матери, которая родилась на Благовещение, было великим знамением. К Рождеству Богородицы, 7 сентября 998 г., Ника-Ирина родила Владимиру дочь, которую назвали Марией.

Рождение сына дочерью вызвало у Анны ощущение нездоровой конкуренции и ломало все ее планы. Когда в конце 1001 г. Анна заметила очередную беременность у Ники-Ирины, боясь, что у дочери снова может родиться сын, она обвинила перед Владимиром свою дочь в том, что Иларион и Мария не его дети. Владимир вспылил и выгнал Нику из Киева 31 декабря 1001 г. Она отправилась в Европу к своему брату, Оттону III, и там родила 2 июля 1002 г. вторую дочь от Владимира. Заметим, что все дети у Ники-Ирины рождались в знаменательные дни. В данном случае дочь должна была родиться 30 июня 1002 г., ко дню рождения Владимира Святославовича, в его 55-летие. Здесь мы должны впервые назвать неизвестную ныне дату рождения Владимира-Крестителя - 30 июня 947 г. Владимир родился в день Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов. Это знаковое совпадение имело огромные последствия, и многое объясняет не только в творчестве Илариона, но и в создании Софии Киевской.

Оттон-III (род. в 980 г.), родной брат по отцу Ники, скончался 3 сентября 1002 г., в точном соответствии с предсказанием слепцов-пророков, данном 14 лет назад. Иларион пишет, что Ника была на исповеди брата перед его кончиной. Сразу после смерти брата Ника выехала в Константинополь и обратилась в Константинопольский суд, чтобы он признал Илариона сыном Владимира. Но суд отказал в рассмотрении этого дела. Ника во время изгнания в Европе времени зря не теряла, искала союзников и успела закончить один из европейских университетов. В самом начале своего изгнания она встретилась с Иоанном (в то время он был монахом), и тот, вникнув в суть ее проблем, на правах брата Анны, вызвался поехать к Владимиру и привезти Нике ее сына Илариона. Прибыв в Киев, он вначале встретился с Анной, а затем через три дня - с Владимиром. Иларион пишет, что своего учителя, наставника и спасителя (он называет его Моисеем, Аароном, Малахией, т.е. посланником Божьим, и Спасом) он увидел на свой день рождения, в Лазареву субботу, 28 марта 1002 г., когда ему исполнилось 5 лет. Владимир с Иоанном отпустил Илариона к матери.

Ника вместе с сыном, объездив лучшие римские и византийские церкви, заметив прирожденный дар художника у сына, стала обучать его иконописи. Помогал ей в этом Иоанн. Можно не сомневаться в том, что у дочери 2-х императоров не было проблем с обучением Илариона у лучших римских и византийских мастеров живописи и литературы. По признанию Илариона, первые свои иконы он писал со своей матери – для него она была Богородицей от рождения и воплощением Благовещения. Вне всякого сомнения, Иларион изучал греческий и латинский языки, а славянские книги, по его собственным словам, он увидел только в 11 лет, т.е. в 1008 г., когда вернулся в Киев. До этого он занимался исключительно живописью. Иларион сообщает, что 3 сентября 1003 г. императоры Константин и Василий приняли в Константинополе Нику и его, а 1 октября 1003 г. они посетили Иоанна на день его рождения. До этого 3 сентября 1003 г. Иоанн снова ездил к Анне и Владимиру в Киев, очевидно, пытаясь устроить судьбу Ники и Илариона. В 1003-1008 гг., во время пребывания Ники в Европе, Иоанн постоянно опекал Илариона, обучал его с 7-летнего возраста, организовывал его учебу. Иоанна не очень любили и жаловали при Константинопольском дворе, и Нике пришлось не раз его защищать. Одна из первых икон была написана Иларионом 4 сентября 1004 г., т.е. в 7,5 лет. После того, как он объездил множество церквей в Римской и Византийской империях, им было написано множество своих икон. В день крещения Ники, как Ирины, 5 мая 1007 г., в Риме была устроена выставка икон Илариона, посвященная 19-летию крещения Киевской Руси. Начиная с этой выставки, 10-летний Иларион приобрел европейское признание, как иконописец. Так Ника проложила дорогу к признанию Илариона в Европе, как сына Владимира и как иконописца. Иоанн, вероятно, был самым строгим судьей его таланта. Иларион отметил, что Иоанну особенно понравились его иконы, посвященные Благовещению и Святой Софии.

Иоанну принадлежала инициатива рассмотрения вопроса признания Илариона, как сына Владимира в Константинопольском суде в 1008 году. 11-летие Илариона в этом году, отмеченное 28 марта, совпало с Пасхой, и это было своего рода знамением. Накануне суда, 25 марта 1008 г., на Благовещение, Ника праздновала свое 29-летие и все, приходившие к ней, родственники и гости, отмечали сходство Илариона с ней, Владимиром и Анной. А через неделю состоялось первое заседание суда, на котором присутствовали Иоанн, Ника, Иларион, Судислав и, по-видимому, Анна. Иларион пишет в одном из акромезотелестихов, что Анна 7 марта 1008 г. уехала из Киева в Константинополь к Судиславу. Второе заседание суда проходило 5 мая. Иларион поразил судей не только сходством с Никой, Анной и Владимиром, но и своими знаниями и остроумием. Дело, в конце концов, решилось в пользу Илариона. Но решающую роль в этом сыграло покаянное признание Иоанна в том, что Судислав является его сыном и Анны. Суд признал, что Судислав родился от нескольких мужей. Вероятно, Иоанн присутствовал только на первом заседании суда, т.к. 9 мая он прибыл в Киев как митрополит, назначенный Константинополем. Вопрос его назначения решался еще в 1007 г. Иларион пишет, что в августе этого года он приезжал в Киев и очень понравился епископам, которые ждали его прибытия. Понятно, что по прибытии он рассказал все Владимиру, и тот простил Нику.

Ника вернулась с Иларионом в Киев 8 июня 1008 г., т.е. на день 20-летия крещения Владимира в Корсуне, и это тоже было знамением. Ибо, как пишет Иларион, Владимир надеялся зачать новую жизнь после крещения с Анной, а пришлось это сделать с ее дочерью. Но апофеоз борьбы за независимость Киевской Руси и русской церкви был еще впереди. Анна, почувствовав, что она проиграла, с помощью своих младших братьев, византийских императоров Константина и Василия, пользуясь тем, что Судиславу 28 мая 1008 г. исполнилось 17 лет, решила объявить его прямым наследником Киевской Руси. Все это было сделано без согласия Владимира Святославовича. Конфликт Киева с Константинополем длился с 23 июля по 1 октября 1008 г. и чуть было не перешел в военные действия 3 сентября 1008 г., пока Анна вместе с Судиславом не явились 2 октября 1008 г. в Киев с повинной. Это был настоящий подарок ко дню рождения, 1 октября, митрополиту Иоанну, сыгравшему самую значительную роль в разрешении этого конфликта. 1 октября 1008 г. Владимир признал официально своим сыном Илариона, и об этом стало известно в Византии и Риме. Этим, собственно, был дан ответ тем историкам, которые отмечали, что с Анной что-то неладно. Становится понятным также и то, почему впоследствии Судиславу пришлось сидеть в порубе, т.е. в заточении, 24 года. Все младшие князья, находившиеся у власти, боялись вмешательства Византии, и ее возможных претензий на престол в Киеве.

С возвращением Ники в Киев начинает расти ее авторитет во всей Киевской Руси. У Владимира она стала самым близким советником, и, как пишет Иларион, стала его учителем, после окончания ею одного из европейских университетов. И этот рост её авторитета не прекращался до самой ее смерти. Её организующая сила была настолько велика, что многие епископы не верили в то, что без нее можно закончить начатые ею дела. Сразу же по приезде Ника стала строить Апостольскую церковь в Берестове, где она жила и где Иларион служил потом пресвитером. Вероятно, он же писал иконы для этой церкви. Это было макетирование того громадного замысла создания русской митрополии, который возник у нее еще в Европе. Иларион пишет, что 2 апреля 1004 г., на день преподобной Марии Египетской, в Риме Ника попросила 33-хлетнего художника сделать копию Оранты, находившейся в соборе Венеции. А на Пасху, 16 апреля 1004 г., ей пришла идея создания собора в Киеве, как русской митрополии. Первая выставка икон Илариона состоялась в Киеве на день римского крещения Ирины, 5 мая 1009 г. Здесь были выставлены иконы, сделанные по заказу Ники, и были они посвящены своему роду, римского и византийского происхождения, а также Анне, Нике и Владимиру. Возможно, эти иконы предназначались для Апостольской церкви в Берестове. Иларион пишет, что с самого начала крещения и принятия веры, Владимир всячески уклонялся от полного копирования греческой церкви, на котором настаивала Анна. Начиная с Десятинной церкви, он создавал русскую церковь, и в этом его поддержали Ника, Иоанн и Иларион.

С 1008 г. по 1011 г. шла напряженная подготовительная работа по созданию архитектурного плана собора Святой Софии, который изначально планировался как собор Христа и апостолов (13 куполов и 13 приделов). В выборе этого замысла сыграло решающую роль то, что Владимир – Христос русской церкви, которому посвящался собор, родился на день «Собора славных и всехвальных 12 апостолов», 30 июня 947 г. Приближалась дата 25 марта 1011 г., когда отмечалась Кириепасха, как самый высший праздник Православной церкви, когда Пасха совпадает с Благовещением. Главному носителю идеи создания Киево-русской митрополии, Нике-Ирине, в день закладки собора исполнялось 32 года. Освящал закладку его в этот день митрополит Иоанн в присутствии Владимира, Анны, Ники, Илариона, князей и бояр. Известно, что при Петре Могиле на арках центрального купола собора Святой Софии Киевской имелась надпись о закладке его в 1011 году.

Крестная мать Илариона, Анна, умерла в 1011 г., как предсказывали слепые прорицатели, в тот же день 3 сентября, что и умер Оттон III в 1002 г. Ника понимала, что её ждет этот же день и торопила события. После смерти матери, она стала фактически соправительницей Владимира. Ника причастна ко многим начинаниям в строительстве русской церкви и православного государства. По законам православной церкви Ника и Владимир могли обвенчаться только через год после кончины Анны. Это венчание состоялось 4 сентября 1012 г. в Десятинной церкви. Венчал их митрополит Иоанн. Перед этим 6 августа 1012 г., на Преображение, Владимир крестил троих детей Ники-Ирины, как своих детей: Илариона, Марию и еще одну дочь, имя которой пока не известно. Накануне венчания, 2 сентября 1012 года, по инициативе Ники и с согласия Владимира, Илариону было придано 7 мужей для строительства мужского монастыря в Киеве. Иларион пишет, что монастырь был выстроен и освящен 1 сентября 1031 г. Какой это был мужской монастырь и был ли в числе этих 7-ми мужей Антоний, пока неизвестно. Вероятно, что это были пещеры, которые, как сказано в Повести Временных Лет (ПВЛ), выкопал пресвитер Иларион возле Берестова. Позднее их занял возвратившийся из Афона монах Антоний. Если эта версия подтвердится, то мы должны будем перенести дату основания Киево-Печерской лавры на 40 лет раньше, чем принято сегодня, т.е. с 1051 года на 2 сентября 1011 года. Тогда же был, видимо, заложен Никой-Ириной и женский Ирининский монастырь, хотя об этом Иларион не пишет, но после смерти Владимира Ника-Ирина приняла монашеский сан. Владимир за мудрые советы своей молодой супруги 17 сентября 1012 г. к двум ее римско-византийским именам Ники-Ирины присвоил ей имя – Софии, что в переводе с греческого означает премудрость. С этим именем, после смерти Владимира, она приняла монашество. София выступила инициатором церковного строительства не только в Киеве, но и по всей Руси. Иларион пишет, что еще в Европе, при кончине своего набожного брата Оттона III 3 сентября 1002 г., Ника приняла решение написать учение о распространении веры в Киевской Руси, начиная от крещения Владимира. Позднее оно получило название учения Софии. Нужно полагать, что так называемый «Выбор веры», описанный Иларионом в ПВЛ и есть часть этого учения его матери. Она же выступила инициатором разработки юридических документов, которые позднее получили название «Русской правды» Ярослава, написанной также Иларионом. Ника выступила инициатором празднования в Киевской Руси «Происхождения (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня», отмечаемого 1 августа, а также «Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня», празднуемого 14 сентября по старому стилю. Ныне в церковной литературе отмечается, что эти праздники были учреждены только в XIV веке, хотя есть доказательство (в том числе и в «Слове о полку Игореве») тому, что инициатива Ники действовала в XII веке. Ника выступила с предложением празднования даты крещения Владимира 8 июня 988 г. и записи в святцах его как Святого земли Русской. Для утверждения этого она ездила к своим дядьям-императорам в Константинополь летом 1014 г., но, вероятно, не найдя там поддержки, ограничилась, вместе с митрополитом Иоанном, празднованием этой даты только в Киевской Руси. Вероятно, после татарского нашествия эта традиция была утрачена нашей церковью.

Иларион сообщает, что инициатива строительства церкви Благовещения на Золотых воротах (в их создании участвовали немецкие мастера, приглашенные Никой) также принадлежит Нике, родившейся на Благовещение. А поскольку закладка церкви состоялась на Благовещение в 1013 г. (выстроена 25 марта 1027 г., а освящена 25 марта 1030 г.), то он говорит о 4-х церквах в Киеве, заложенных Владимиром. Десятинная церковь была освящена в 996 г., Апостольская церковь в Берестове выстроена тоже при Владимире (1008-1014 гг.), заложены в 1011 г. Святая София и в 1013 г. – Благовещение на Золотых воротах. 25 марта 1014 года Нике-Ирине исполнилось 35 лет, и Владимир устроил пир по этому случаю. Иларион пишет, что они долгое время искали образ Спасителя для русской митрополии в Византии и соседних с ней странах. Для этого Владимир выделял ему корабль, и каждое лето он ездил в эти страны. Иларион отмечает, что эту традицию поддержал и Ярослав, которого он прозвал Мудрым, по примеру болгарского царя Льва. Так, 1 августа 1015 г., сразу после кончины Владимира, Ярослав по просьбе Ники выделил Илариону корабль для поездки в Византию, а совет епископов поддержал это решение. Нужно сказать, что эти поездки давали возможность Илариону участвовать еще и в росписях европейских соборов. Кроме того, во время этих поездок он решал две противоположные задачи в отношении изображения Христа. С одной стороны, нужно было найти наиболее близкое изображение к истинному, а с другой стороны – образец должен был быть близким к портретному изображению Владимира. Внимание Илариона, конечно же, было обращено на реальное изображение Спаса Нерукотворного на Убрусе, которое находилось в Софии Константинопольской. Во времена Илариона Убрус выносился для показа верующим только в день 16 августа. Иларион отметил, что именно в этот день, когда исполнилось 70 лет со дня его перенесения из Едессы, т.е. в 1014 году, он находился в Софии Константинопольской, видел Убрус в третий раз и зарисовал его. Для меня пока остается неясным, что видел Иларион, ибо есть сведения, что в это же время в Константинопольском соборе выставлялась Туринская плащаница, свернутая так, чтобы виден был только лик Христа. Во всяком случае, сравнение ликов Христа на плащанице с ликом Пантократора в Софии Киевской указывает на их явное сходство.

Владимир, по словам Илариона, скончался в полдень, в Берестове, на руках у Ники-Ирины в среду, 15 июля 1015 г. Известно, что его похоронили вместе с Анной в Десятинной церкви. По совету митрополита Иоанна Ника-Ирина-София 1 августа 1015 г. приняла монашеский сан под именем Софии, вероятно, в выстроенном ею Ирининском монастыре. Пока Ярослав Мудрый носился по всей Руси, утверждая свою власть до 1019 года, она ни на минуту не оставляла строительства собора, тогда еще Христа и Апостолов. Здание собора было выстроено и освящено, как и закладка, на Кириепасху 25 марта 1022 г. Это был божественный подарок ко дню рождения и 43-летию Ники-Ирины-Софии. Понятно, что Ника вполне сознательно направила все свои усилия для того, чтобы все свершилось именно в этот день. Иларион неявно отметил, что за три года до завершения, что-то такое (пожар или землетрясение?) произошло с собором и всем казалось, что достроить собор невозможно. В хронике Титмара Мерзебургского о встрече в Киеве в 1018 г. Святополка и его союзника польского короля Болеслава во время борьбы за киевский стол с Ярославом Мудрым сообщается: «Архиепископ этого города, выйдя с реликвиями святых и иными различными церковными украшениями, почтил приходящих в монастыре Святой Софии, который в предыдущем году по несчастному случаю погорел». Иларион пишет, что многие бояре не верили, что храм может быть достроен. Ника все преодолела и завершила строительство в срок. До конца лета стены должны были высохнуть и быть подготовлены для нанесения на них фресок и мозаик.

Собор Святой Софии в Киеве был освящен митрополитом Иоанном 8 сентября 1027 г., то есть, роспись собора заняла всего 5 лет! На создание его, таким образом, от закладки до освящения ушло почти 16,5 лет. Всего Иларионом создано в соборе, по его признанию, 88 икон, вероятно, в честь 988 г. крещения его отца. Оранту Иларион создал в рисунке 8 сентября 1022 г., а мозаика была закончена к 25 марта 1024 г.. Иларион сообщает, что сцена Благовещения, расположенная перед алтарем центрального нефа, была закончена 25 марта 1027 г. Можно не сомневаться, что это были портреты его матери, не только по внешним атрибутам (красные сапоги в Византии носили только императоры, монашеское одеяние и платок за поясом тоже признак власти), вероятно, есть сходство ее лика с портретами Оттонов. По собственному признанию Илариона мать служила ему образцом при написании его икон. Мозаику Пантократора в центральном куполе собора закончили 14 сентября 1025 г. И это тоже было изображение Христа, максимально сближенное с портретом Владимира, хотя церковью запрещалось отступление от канонических образов.

Не могу не удержаться, чтобы не привести возможный автопортрет непревзойденного гения мировой культуры, родоначальника, поэзии и литературы, музыки и драматургии, живописи и арxитектуры, летописания, монашества Киевской Руси и много другого Илариона-Никона-Бояна, чей портрет, как неизвестного пророка или святого, возможно, со свитком «Слова о Законе и Благодати» в левой руке и правой рукой указывающей на мать свою - Нику-Ирину-Софию-Оранту, им же созданную в алтаре, находится на первом этаже в простенке между приделами Св. Георгия, его брата по отцу, Ярослава Мудрого, и Петра и Павла, посвященного его отцу Владимиру Святославовичу (см. Г.Н. Логвин, «София Киевская», К., 1971, рис. 180).

Многое, что делалось в Софии Киевской никак не могло тогда и сегодня считаться каноническим, и потому не могло быть признано Византийской церковью. Из скрытых стихов выяснилось, что митрополит Иоанн, который не один раз выезжал в Константинополь с Иларионом и Никой по разным вопросам, пытаясь решать те или иные проблемы, но всякий раз заканчивалось это все тем, что митрополит Иоанн-грек принимал все на себя, и все оставалось таким, каким хотелось видеть русской стороне. В том числе отмечался и день крещения Владимира 8 июня 988 г. как праздник русской церкви. А также по инициативе Илариона и Иоанна к 80-летию Владимира Святославовича 30 июня 1028 г. собором русских епископов он был признан святым земли Русской. По этой причине Иларион называет Иоанна Моисеем, Эфесом (Апостолом Иоанном Богословом), Аароном русской церкви. В одном из акромезотелестихов по поводу Иоанна он заметил: «Человека в нем чту же больше, чем попа в нем чту же!» Митрополит Иоанн является автором церковной службы святым Борису и Глебу, а вместе с Ярославом они установили праздник первым русским святым.

Случилось так, что весной 1025 года, как пишет Иларион, Ника заболела на день ее рождения 25 марта. Они ездили в Константинополь к врачам, но те ей ничем не помогли, и в точном соответствии с предсказанием слепцов-пророков она скончалась в пятницу 3 сентября 1025 года. В день его рождения 28 марта 1025 г. к нему пришла идея создать «Слово о Законе и Благодати» как службу, приспособленную для исполнения во вновь создаваемом соборе. Нике при жизни эта идея пришлась по душе. Иларион задумал «Слово» в трех разных исполнениях одного и того же текста, подобного тому, как Ника-Ирина-София имела три имени и в соответствии с «трехдневным рождеством» матери (25 марта) и сына (28 марта). Ника умерла на руках Илариона в полдень в Берестове ровно через 10 лет и 50 дней после Владимира. К тому времени у нее был такой авторитет, что по ней плакала вся Русь. Умирая, Ника просила Ярослава Мудрого и митрополита Иоанна завершить создание собора Христа и 12-ти Апостолов, посвященного памяти Владимира, перенести ее мощи в этот собор. По достижении Иларионом 33-х лет она завещала назначить его митрополитом Киевской Руси, а Илариону пожелала завершить создаваемое им «Слово » и исполнить его в новом соборе после перенесения ее мощей. На этом она считала свою грандиозную миссию законченной.

Все дальнейшие события в истории строительства собора и в судьбе Илариона говорят о выполнении завещания Ники Ярославом Мудрым и митрополитом Иоанном. Самым трудным оказалось утвердить Илариона по достижении им 33-х лет митрополитом. Вероятно, для этих целей на Вознесение Господне, 7 мая 1030 года, Иоанн и Иларион ездили в Константинополь, посетили там всех своих родичей, но патриарх Алексий их так и не принял. Пока были живы братья Анны, Василий II и Константин VIII, отношения между Византией и Русью носили дружественный характер. С приходом к власти Романа III (1028-1034) и Михаила IV (1034-1041) они начали ухудшаться, а при Константине IX Мономахе (1042-1055) вылились даже в военный конфликт. Собор русских епископов в решении вопроса о назначении Илариона митрополитом тоже не был единодушен. Боялись отсутствия благословения Константинопольского патриарха. По достижении им 34-летия, 11 апреля 1031 г., на Пасху. Иоанн своей властью назначил Илариона епископом и передал ему Софиевский собор. Иларион пишет: “Преда ме нашу землю” и “Собор – это истина света Владимира и царство жизни его вечной”. Иоанн принял все на себя и объявил Илариона митрополитом, но не сразу. Перенос праха Ники в саркофаге, на котором сохранилась надпись – «НІКА», состоялся на вечерне в ночь с 3 на 4 сентября 1031 г., т.е. на 19-летие венчания Ники и Владимира и на 6-летие ее кончины. Сегодня принято считать, что в этом саркофаге был похоронен Ярослав Мудрый, но в середине прошлого века, когда подняли тяжелую крышку, то там были обнаружены костяки мужчины и женщины. Очевидно, Ярослав был положен в саркофаг к Нике через 23 года. На саркофаге сохранилось граффити, нацарапанное рукою Илариона, – “МАТI”, как прямое свидетельство того, что перенос саркофага выполнен сыном . Расшифровывается оно так: М.-4, .А.-сентября, при сентябрьском отсчете начала года, а .ТI. в 31-м году, т.е. 4 сентября 1031г. В древней Руси цифры обозначались буквами. Вот тогда-то епископы и услышали впервые “Слово о Законе и Благодати”, исполненное Иларионом на всенощном бдении. После этого, русские епископы изменили свое мнение. Вероятно, впечатление от службы, приспособленной к этому храму, было очень сильным так, что на Рождество Богородицы, на храмовом празднике собора 8 сентября 1031 г., Иоанн рукоположил Илариона в митрополиты при поддержке собора русских епископов. Оставаясь в Киеве, он прикрывал собою митрополитство Илариона, пока не скончался, вероятно, в 1035 г. Ему в этом году на смену пришел присланный Константинополем грек Феопемпт, который начал переосвящать храмы. Этим завершилась программа Ники-Ирины-Софии, ставшей Орантой Киевской Руси. Иларион, описывая впечатления других лиц от посещения службы в Святой Софии, отмечает, что они назвали собор “пиром икон”. Замечу, что в истории мировой культуры мы не найдем примера, чтобы один человек, как Иларион, участвовал в создании архитектуры собора, затем в росписи основных его икон, создал специальную русскую литургию, приспособленную к исполнению именно в этом храме, и, наконец, исполнил сам эту литургию в этом же соборе Святой Софии.

Между тем, после кончины Ники многим епископам казалось, что собор уже никто не сможет завершить. Но за дело взялся Иларион. При поддержке Ярослава Мудрого и митрополита Иоанна собор был завершен к 8 сентября 1027 г. Именно тогда Ярослав Мудрый, митрополит Иоанн и Иларион решили переименовать собор Христа-Спасителя и апостолов в собор Святой Софии, в честь матери Илариона, Ники-Ирины-Софии, и ее огромных заслуг в его создании. Решение это было принято, вероятно, накануне освящения собора. Илариону пришлось переписывать ктиторскую фреску, расположенную в центральном нефе на западной стене (не уцелела), которую он, по его словам, закончил через год после освящения собора. Иларион пишет о том, что к 15 августа 1027 года он закончил роспись “На небесах рода Владимира из 13 фигур”, которую перед освящением судил Иоанн и он при этом заметил, что, если мы переименовываем собор в Святую Софию из собора Христа и апостолов, то нужно, чтобы ктиторы (основатели храма) подносили собор не Христу, расположенному в центре композиции, а Богоматери.

Таков вкратце начальный этап истории жизни Илариона-Никона-Бояна, многие моменты которой находят свое подтверждение в многолетнем исследовании, изложенном в книге Н.Н. Никитенко “Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской” (Киев, 1999), а также в росписях и надписях Софии Киевской. Успех книги доктора исторических наук Н.Н.Никитенко, несомненно, был заложен в изначальной позиции автора, основанной, во-первых, на 30-летнем опыте исследования Софии Киевской, во-вторых, на глубоком понимании боговдохновенного символизма богослужебного мира Киевской Руси.

Таким образом, Иларион, будучи внуком византийских и римских императоров, получил европейское образование, а его непосредственным учителем в делах гимнографии был митрополит Иоанн, который сам составлял авторские каноны и службы. Иларион заложил основы русского летописания, его сын Нестор, а затем Сильвестер, Кирилл Туровской и его сын Андрей продолжили его дело по составлению Киевского свода (т.н. Ипатьевская летопись), включающего ПВЛ. Уникальность этого монументального творения состоит в том, что с подачи Илариона все записи в летописи велись в виде цикла суточных церковных служб, начиная от 9-го часа, малой и Великой вечерни, утрени, 1-го часа и кончая 3, 6 часом и литургией. Это означает, что вся эта летопись может быть сегодня исполнена в виде грандиозного исторического богослужения, и в силу одного этого обстоятельства она не имеет аналогов в мировой культуре. Не менее важно и то, что каждая из записей в цикле суточной службы имела оформление в виде византийского канона, содержащего скрытые стихи. Часть этих стихов, относящиеся ко времени создания Кириллом Туровским «Слова о полку Игореве», помогли разгадать некоторые из тайн. В частности выяснилось, что «Слово» исполнялось в Киеве в специально выстроенных палатах Святославом Грозным Киевским каждый день с 25 марта по 3 апреля 1187 г., пока певцы не «занемогли» и его исполнение было приурочено к 371-й годовщине со дня рождения Великого Рюрика (816-879 гг.). В упомянутой выше книге мною доказано, что «Слово о полку Игореве» имеет форму службы всенощного бдения с литией и является по существу первой в мире оперой, созданой и поставленой за 400 лет до первой итальянской оперы! Так что, в этом году исполняется 820 лет со дня постановки первой в мире оперы, которая, если воссоздать ее постановку (сценарий и внутренний вид палат мною восстановлены), окажется и самой совершенной оперой из числа всех, написанных после нее. Как заметил известный композитор Мартынов В.И. европейский путь развития музыки пошел по пути дробления музыки церковной службы, с последующим соединением уже исскусственным образом в концерте и симфонии. Это, в конце концов, привело к вырождению композиторства как такового. Вместе с тем «Слово о полку Игореве» являет собой единственный образец оперы, созданной целиком на службе всенощного бдения. К сожалению, развитие этого пути русской оперы было прервано татаро-монгольским нашествием.

Итак, краткий обзор начального этапа жизни Илариона-Никона свидетельствует о том, что и генетически (как внук римских и византийских императоров), и духовно, основатель нашей культуры был тесно связан с европейской культурой. Принятие христианства дало настолько мощный толчок в развитии культуры Киевской Руси, что уже через двести лет она во многом опережала европейскую культуру. Очевидно, татаро-монгольское нашествие исторически было призвано остановить это взрывное развитие нашей культуры. Нам, наследникам Киевской Руси еще нужно осознать, что собор Святой Софии в Киеве, как Палладиум Киевской Руси, является одним из самых выдающихся памятников человеческого духа, архитектуры и изобразительного искусства Европы начала XI века. Кроме того, нужно возвратить в церковную и светскую историю имя Ники-Ирины-Софии, как Святой Православной церкви, которой посвящен этот выдающийся памятник истории, культуры и христианства Европы, Софии Киевской, создателем которого она является, и, наконец, как матери выдающегося, непревзойденного гения мировой культуры Илариона-Никона Великого.

г. Николаев

Анатолий Золотухин, председатель Пушкинского клуба.