К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина
И НЫНЕ, И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ...
Великие поэты приходят к нам, как пророки. Но, Библия справедливо утверждает, что нет пророков в своем отечестве. При кажущейся всеобщей любви к Пушкину он, по сравнению с другими гениями мира, находится почти в небрежении. Приблизилось 200-летие со дня рождения поэта, а до сих пор не имеем Полного академического собрания его сочинений с комментариями, не закончена Летопись жизни и творчества, только сейчас издаются факсимиле его рукописей, не создана Пушкинская энциклопедия, не написана полная биография, неверно определены адресаты его лирики, не понята и неправильно истолковывается проза, поэмы и т.д. Перестало действовать Международное Пушкинское общество. И хотя, справедливости ради, следует все же сказать, что сделано и делается многое для сохранения памяти, изучения жизни и творчества А.С. Пушкина, но, чтобы там ни говорили, - нам этого всегда будет мало...
Пушкин был идейным вдохновителем восстания декабристов и только суеверие спасло его от виселицы. Николай I-й более, чем кто-нибудь понимал значение его поэзии для возбуждения восставших и потому приказал извлечь из дел декабристов все стихи поэта и сжечь их. Ключевым и переломным моментом в судьбе Пушкина стала его встреча с царем в Москве 8 сентября 1826 года, на которую поэт приехал со своим стихотворением "Пророк", намереваясь вручить его царю в случае
негативного исхода встречи. Но, царю выгодно было сгладить перед общественностью впечатление от только что прошедшей казни, ссылки в Сибирь многих его товарищей-декабристов, и он для видимости "простил" Поэта, став его персональным цензором. Эта встреча на все оставшиеся годы многое предопределила в творчестве поэта. Когда в ноябре 1826 года Поэт все-таки понял, что Николай I-й его простил "для всех", но не для себя и потому будет искать случая, чтобы ему уготовить участь повешенных декабристов, Пушкин не испугался и стал раздумывать над своей участью. Таким образом, мне удалось уловить момент осознания Поэтом этой истины. В это время он на одной из страниц своей рукописи стал записывать стихотворение "И я бы мог, как шут..."(пятеро повешенных декабристов висели в колпаках) далее возможно должны были появиться строки "...на верви, висеть по манию царя", но Пушкин зачеркнул слова "как шут" и стал рисовать виселицу, Николая-I, Сперанского, Аракчеева и думать кем же ему быть, если не шутом? Не буду излагать всего анализа драматургии этой чрезвычайно важной страницы рукописи, отмечу только, что в конце своих размышлений Поэт все-таки нашел свой гражданский идеал, на который и стал равняться в дальнейшем - это был Н.С. Мордвинов. Первый адмирал Черноморского флота (был назначен Екатериной в Николаев, в Адмиралтейство после смерти Потемкина), сенатор, академик, которого декабристы прочили в свое правительство, единственный из всего Верховного Суда, кто не подписал смертного приговора пятерым декабристам, пережив трех царей, он служил не двору, а России, сразу же после восстания декабристов он написал Николаю записку о невозможности смертной казни, даже если бы это было покушение на царя. Осознав свое положение, Пушкин вначале попытался "облегчить" царю решение задачи и попросился на европейский театр Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Но, царь разгадал замысел Поэта и не пустил его, - слишком очевидной была бы причина гибели для всех. Тогда Пушкин, не спросясь, умчался в 1929 году, в Арзурум, на азиатский фронт, где в конной атаке испытал себя в бою с турками. Едва узнав об этом, командующий армией Паскевич, испугавшись гибели тогда уже известного поэта, подарив ему саблю, отправил его в обратный путь. В этой поездке Пушкину было суждено встретиться с гробом покойного А.С. Грибоедова, автора бессмертной комедии "Горе от ума". Один из умнейших людей России погиб в соответствии со своим пророческим высказыванием: "Всем глупым счастье от безумья, всем умным - горе от ума.".ЖИЗНЬ ПУШКИНА, КАК И ЖИЗНЬ ХРИСТА, БЫЛА ПРИНЕСЕНА В ЖЕРТВУ НАШЕГО СПАСЕНИЯ...
Как Cолнце, Он - вне нашего закона!
Его Искусство, как Вселенский Мир,
И лик Его - Всевышнего икона,
Кто Жизнь отдал за наш веселый пир!
Не избежал и Он распятья власти,
Озлобленной безвластием над Ним,
Но, Гений, все презрев напасти,
Воскрес за вдохновением своим!
И пусть при жизни не был Он святым,
Но, Дух Его возвышенный так ясен,
Так искренен, так нежен, так прекрасен,
Что кажется Он весь нам НЕЗЕМНЫМ!
ТАК БУДЕМ ЖЕ ДОСТОЙНЫ ГЕНИЯ ПУШКИНА - И НЫНЕ, И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ...
АМИНЬ
.
А.ЗОЛОТУХИН, председатель Николаевского Пушкинского клуба, Первый заместитель председателя Украинской экологической ассоциации "Зелений свiт".