Диалоги эпох с Камерным Ансамблем Татьяны Гринденко. |
|
В Николаевском русском академическом театре 22 августа 2009 г. прошел концерт Камерного Ансамбля «Opus Post» под управлением Народной артистки России, обладателя Государственной премии РФ, лауреата многих международных конкурсов музыкантов, скрипачки Татьяны Гринденко, осуществленный по инициативе мэра города Владимира Чайки, как подарок городу ко Дню Независимости Украины, при содействии нашего земляка Михаила Бузника. Ансамбль «Opus Post» составили: Татьяна Гринденко, Александр Иваненко, Егор Иваненко, Елена Полуянченко и Людмила Егорова - скрипки; Владимир Метелев - альт; Никита Кочергин - виолончель; Игорь Солохин - контрабас; Федор Строганов - клавесин. Известно, что в любой сфере жизни лицо коллектива определяет облик его руководителя, так и в творчестве «Opus Post» Татьяна Гринденко – его душа. Без её яркой личности сегодня невозможно представить современный мировой музыкальный процесс. Начав заниматься музыкой с 6 лет в г. Харькове, она уже в 8 лет сыграла свой первый концерт И.С. Баха с симфоническим оркестром. Со временем Татьяна Тихоновна закончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, стала лауреатом Всемирного конкурса молодых исполнителей в Софии (Золотая медаль, 1968 г.), ІV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (1970 г.), Международного конкурса имени Г. Венявского в Польше (1 премия, 1972 г.). Татьяна Гринденко – исключительное явление в скрипичной исполнительской школе ХХ-XXI вв. Она признанный в мире виртуоз-интерпретатор ведет активную концертную деятельность как солистка ведущих симфонических оркестров мира, в частности, Венского филармонического (Австрия), Оркестров Берлинской филармонии, «Гевандхауз», Дрезденской Штаатскапеле (Германия), симфонических оркестров Бруклина, Лос-Анджелеса (США), Французского радио, RAT Милана, Турина, Рима (Италия), Москвы и Санкт-Петербурга (Россия) и др. В разное время партнерами Татьяны Гринденко были М. Ростропович, Ю. Башмет, Г. Кремер, К. Мазур, А. Штайер, А. Менезис, К. Кондрашин и др. Ведущие композиторы ХХ века посвятили ей свои произведения, в частности, А. Шнитке, В. Сильвестров, Л. Ноно, А. Пярт, В. Мартынов, В. Артемов. Круг музыкальных интересов Татьяны Гринденко чрезвычайно широк. Еще в 70-е годы минувшего столетия скрипачка вошла в состав первых рок-групп страны «Форпост» и «Бумеранг», одной из первых (задолго до Ванессы Мей) стала интерпретировать струнные произведения на электроинструменте, организовала ансамбль «Академия старинной музыки» (1982 г.), использующий аутентичную манеру исполнения на оригинальных старинных музыкальных инструментах. В 1999 г. Татьяна Гринденко основала ансамбль «Opus Post» в рамках проекта композитора и философа Владимира Мартынова «Новое сакральное пространство». Ансамблем были выпущены CD «Ночь в Галиции» и «Come in» (музыка В. Мартынова), «Семь слов Спасителя на Кресте» (музыка Ф. Гайдна) на фирме СС.’C Records. Ансамбль является уникальным явлением в современной культуре России. Так, совместно с ведущими художниками видео-арта, известными поэтами, её ансамблем были осуществлены мультимедийные проекты «Бах-2000», «Времена года», «Русско-немецкий реквием», «Игры Ангелов и людей», «Песни песней». Выступление музыкантов с мировым именем – всегда хороший знак для нашего города. Нынешняя, уже не первая, встреча с Татьяной Гринденко дала николаевцам прекрасный шанс приблизиться к феномену современного музыкального искусства – и исполнительского, и композиторского, включиться в стихию музыкального пространства разных времен, «увидеть» музыку как пластику сценического ритма, а также насладиться безупречной ансамблевой игрой, виртуозным интонированием, магией артистизма. Творческая энергия «Opus Post», их нетривиальный репертуар, манера исполнения неизбежно побуждают к диалогам-размышлениям о смысле и сущности искусства. Не случайно, на протяжении концерта Татьяна Гринденко обращается непосредственно к публике с прямой речью, читает выдержки из эстетических трактатов разных времен. Очень запомнилась цитата эпохи средневековья, в которой один из мудрецов называет искусство «золотой дверью», «ощутимой зримой красотой», через которую «душа поднимается к истинной красоте, от земли возносится на небо, воскрешенная сиянием его великолепия». Рефлексии о красоте и музыке, как способе ее воплощения, являются ведущей составляющей деятельности ансамбля «Opus Post» (сокращение от posthumum – в смысле «послеавторский», «посткомпозиторский»). В названии отражена сущностная природа музыки – великого искусства интерпретации, бесконечного в своих проявлениях, ведь исполнители каждый раз являются соавторами однажды созданного произведения, которое продолжает жить в новом пространстве и времени. Принцип активного творческого диалога с эпохами, стилями, авторами музыки, а также с публикой, и друг с другом определяет лицо коллектива «Opus Post». Нет музыки «старой» и «новой», – как бы утверждают исполнители, процесс развития музыкального мышления вечный и необратимый, но ничего не исчезает бесследно, а ищет воплощения в новых качествах, – такое понимание музыки как искусства бесконечной звуковой материи формирует творческую программу Татьяны Гринденко и ее коллектива. «Opus Post» представил в Николаеве программу камерной инструментальной музыки ХVІІ, ХVІІІ и ХХ веков. Как утверждает Татьяна Гринденко, только на сопоставлениях можно понять художественные явления, их ценность и смысл. Поэтому произведения эпохи барокко и классицизма соседствуют с опусами наших современников. Исполнение произведений «золотого барокко» с первых минут буквально загипнотизировало зал. «Concerto grosso» А. Корелли (в 4-х частях) задало тон высокого безупречного вкуса, изысканного и строгого одновременно. Покорило присутствующих трактовка драматичных образов «Фольи» (с итальянского – безумная) Ф. Джеминиани (ученика А. Корелли). Затаив дыхание, зал внимал изумительной по красоте и животворящей, мощной музыке, в которой, казалось, переплелись пафос созидания и разрушения, лирическое откровение и трагизм. Музыканты, казалось, совершенно воплотили дух этого произведения, соединяя в своей интерпретации интеллект, глубокое чувство, артистизм в его специфической театрально-интонируемой форме. Придерживаясь принципа аутентической традиции, музыканты привнесли импровизационное начало. Так, в партии клавесина, где выписан только басовый голос, под пальцами исполнителя Федора Строганова «ткалась» живая музыкальная материя, достраивая величественный храм благодатного звукового пространства. Давно забытая в своем отечестве, а ныне возрождаемая музыка русского композитора второй половины ХVІІІ века Евстигнея Фомина стала следующим открытием концерта. Прозвучал оркестровый фрагмент его музыки к мелодраме «Орфей и Эвридика», который стал моментом откровения, познания глубин отечественного композиторского наследия. Известно, что не сразу входит в наше музыкальное сознание современная авангардная музыка, но благодаря исключительной исполнительской интенции ансамбля «Opus Post» стала для николаевцев открытием музыка американского композитора Филиппа Гласа, которая развивает направление, именуемое «минимализмом». Слушая его опус, возникают удивительные ассоциации, с одной стороны – абстрактные конструкции-нагромождения современной урбанистической культуры, а с другой – давно забытые архаические образы-попевки песенного фольклора, в духе нашего украинского «Щедрика». Ощущение нового как хорошо забытого старого не покидает при прослушивании данного произведения конца ХХ века: краткие звуковые сочетания - «секции», повторяются множество раз и микроизменениями, и постепенно обнаруживается совершенно новое качество музыкального материала, весьма далекого от его начала. Так фактор времени решает вопросы изменения музыкальной формы, что, по большому счету, утверждает новую философию музыкального искусства. «Изюминкой» программы вечера стало исполнение произведения современного российского композитора Павла Карманова «Greendnk», посвященного Татьяне Гринденко. Приуроченное к масштабной культурной акции «Бах 2000», произведение написано современным языком. В нем сочетаются разные принципы композиции, и минимализм, и микрополифония, и полистилистика (в частности, дважды проводится цитата темы из «Болеро» М. Равеля), но поражает, прежде всего, ярко эмоциональная палитра драматургии, масштабность и рафинированность образов одновременно. Пожалуй, такое видение портрета скрипачки, вполне соответствует ее образу как уникальному сочетанию различных природных дарований, - музыкальных, духовных, физических и нравственных. Это произведение, как никакие другие, выгодно подчеркнуло именно ансамблевую игру, которая своей слаженностью и кажущейся легкостью, буквально подхватила и понесла просветленных музыкой зрителей. Но, ведь за этой кажущейся легкостью стоит поистине титанический труд – Камерный Ансамбль, не успел приземлиться в Николаеве, как уже засел за освоение акустики зала, за репетиции, которые не прекращались до самого концерта. Как продолжение диалога эпох на концерте снова прозвучало произведение классика В.А. Моцарта, его «Ночная серенада». И снова сопоставительный ракурс, заданный Татьяной Гринденко как целевая слушательская программа, позволил найти новые грани. Музыкальные образы венского классика галантны, и героичны до драматизма, лаконичны, филигранно отточены, они способны восприниматься как современная ветвь «неоклассики» с оттенком экстравагантности и символической многозначительности. После оваций зала музыканты позволили себе милое, изысканное современное минималистское «скерцо», сымпровизированное с помощью не только инструментов, но и… мебели, веточек цветов, которые передавались друг другу, и которые в конце были вброшены в зал благодарным зрителям. Оглядываясь на просветленные лица, выходящих из зала, благодарных слушателей, истосковавшихся по серьезной музыке, подаренной нам мэром Владимиром Чайкой, я подумала о том, что благотворительный концерт Камерного Ансамбля «Opus Post» под управлением Татьяны Гринденко был, пожалуй, самым выдающимся событием в концертной жизни нашего города за последние годы. О.Н. Петренко, кандидат искусствоведения,
член Национального Союза композиторов Украины |
|