ГАЗЕТА «ДЕНЬ»
Когда же мы избавимся от дремучей совковости?
Анатолий ЗОЛОТУХИН, председатель Пушкинского клуба, г. Николаев
Вот уже 16-й год Украина живет и действует как независимое государство, образовавшееся из части СССР. Понятно, что разорвать пуповину истории, связывающую прошлое и нынешнее, достаточно непросто. Большая часть этих вопросов касается разделения материальных интересов, и решение их, безусловно, требует взвешенного, не кавалерийского подхода, а значит, и довольно длительного времени. К числу таких вопросов относятся демаркация границ, пребывание российского флота в Севастополе и т.п. Но есть вопросы идеологического характера, решение которых лежит уже в чисто украинской компетенции. Для примера, укажу на традиционные праздники: 23 февраля — День советской армии и 8 марта — Международный женский день. Не будем говорить о глупости разделения праздников по половому признаку, о попытке подменить одним днем ежедневное внимание друг к другу. Здесь куда более уместными выглядят День матери и День защиты детей. Понятно, что День вооруженных сил Украины нужно переносить на 14 октября. И как это было принято у запорожских казаков, отмечать этот праздник на Покров Пресвятой Богородицы. И также ясно, что этот день должен быть исключительно праздником Армии, а не всех мужчин вообще.
Как отмечено в Большой Советской Энциклопедии, «решение о ежегодном праздновании Международного женского дня принято в 1910 г. на 2-й Международной конференции социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин». Вот что, на мой взгляд, стояло на первом месте при назначении этой даты.
В Новом завете Библии подробно рассмотрена жизнь, деяния и кончина Иоанна Предтечи. Имея сильное влияние на иудейского царя Ирода Антипу, бесстрашный проповедник истины не побоялся громко обличить нечестивого царя за его беззаконную связь с Иродиадой, женою брата его, которая при этом была его племянницей. Это не понравилось Ироду и он приказал заключить его в крепость. Иродиада возненавидела Иоанна еще больше, чем Ирод, и потому искала удобного случая, чтобы отомстить ему. Такой случай представился на пиру, где собрались вельможи по случаю дня рождения Ирода. Соломия, дочь Ирадиады, своей пляской доставила всем гостям и самому Ироду такое удовольствие, что тот готов был ей подарить половину царства. Но, по совету матери, она потребовала принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя, что и было исполнено. Это случилось 29 августа по старому стилю. Затем одна из жен похитила голову Предтечи и тайно погребла ее в сосуде на горе Елеонской. Голова Иоанна долгое время хранилась в одной из пещер возле монастыря Емесы, пока по воле Божьей ее во 2-й раз ее не обнаружил архимандрид Маркелл (452 г.). Первое и второе обретение состоялось 24 февраля по старому стилю (по новому стилю это 9 марта). Таким образом, в основание праздника 8 марта положены деяния двух блудниц — Иродиады и ее дочери Соломии. Конечно, для Клары Цеткин это были подлинные революционерки, не побоявшиеся лишить жизни самого «пророка из пророков», как о нем высказался Иисус Христос.
Но не лучше ли уже сегодня найти этим примерам достойную замену из нашей древнерусской истории? Здесь сразу же возникает образ Равноапостольной Ольги, великой княгини, во Святом крещении Елены, чья память отмечается Православной церковью 11/24 июля (969 г.). После четверти века исследований мне удалось издать в 2005 г. научную монографию «Тайны «Слова о полку Игореве». В ней доказывается, что княгиня Ольга родилась 8 марта 882 г. по старому стилю. По новому стилю это будет день 21 марта, который и можно было бы считать Женским днем в Украине, России и Белоруссии. Для введения этих изменений не хватает только элементарного самоуважения наших политиков.
Возникает вопрос: почему, например, наш Союз христианских демократов не поднял это на обсуждение в парламенте? Ведь это их прямая обязанность! Более того, государство пытается вмешиваться во внутрицерковные дела, что никак не вяжется с понятием о демократии и теми церковными дисциплинарными актами, выработанными Вселенскими соборами более тысячи лет назад. Сегодня ведутся споры о том, вводить уроки христианской этики в школе или не вводить? Многие возражают, считая, что церковь у нас по Конституции отделена от государства. Но ведь совсем необязательно, чтобы в школах преподавался Закон Божий и чтобы лекции школьникам и студентам читали священнослужители, хотя лучше них вряд ли кто-то может это сделать. По крайней мере, нужно, чтобы это был верующий человек. Ведь именно принятие христианства Владимиром Крестителем помогло нам ликвидировать отставание Киевской Руси в культурном отношении от Европы, и через 200 лет, благодаря этому, мы уже опережали ее в развитии. В упомянутой книге доказано, что «Слово о полку Игореве», будучи светским по содержанию и всенощным бдением по форме, на самом деле было первой оперой, написанной святителем Кириллом Туровским и поставленной им в Киеве 25 марта (день рождения Рюрика!) 1187 г. И случилось это за 400 лет до постановки первой оперы в Италии! Таким образом, в этом году украинская общественность могла бы отметить 820-летие со дня постановки этого величайшего памятника искусства— как первой в мире оперы.
Со своей стороны я сделал все, что от меня зависело. Книга мною разослана еще в начале прошлого года во все академические институты Украины и России. Но, если вы думаете, что хоть кто-нибудь из них прислал мне чисто информационное письмо о том, что книга получена, вы глубоко заблуждаетесь. А ведь на эти исследования ушло четверть века жизни, не говоря уже о том, что книга почти в 600 стр. издана на мои личные средства (мое научное исследование выполнено на стыке богослужебных наук и науки о древнерусской литературе). Как вы думаете, что может понять наш школьник или студент университета, войдя в альма- матер нашей культуры — Софию Киевскую, не изучив в школе и ВУЗе хотя бы основ православия? А не понимая ценности этого уникального памятника мировой культуры, сможет ли он впоследствии защитить его? Конечно же, нет! А ведь 25 марта, по старому стилю, в 2011 г. Украина должна будет отметить 1000-летие от начала формирования Палладием нашей культуры. Нам всем нужно осознать, что основы нашей светской культуры и науки лежат в Православии. Заложены они тремя гениями древнерусской культуры, признанными святыми Православной церкви: Илларионом (Великим Никоном) (997- 1088 г.г.), его сыном Нестором (1029-1113 г.г.) и Кириллом Туровским (1101-1208 г.г.), даты уточнены в упомянутой книге. И то, что атеистическая, по сути, советская власть вырвала из нас корни этой культуры (только потому, что в основе ее лежало православие), превратило нашу современную культуру, искусство и науку в перекати-поле. Блуждание по воле ветра — это мнимая свобода, ибо подлинная свобода может быть достигнута только на траектории движения из прошлого в будущее. А беспамятство, как известно, всегда было худшей чертой бескультурности…
КОММЕНТАРИЙ «Дня»
Клара ГУДЗИК, «День»:
Редакция благодарна г-ну Золотухину за присланный материал: «День» с особенным вниманием относится как к историческим темам, так и к научному анализу нелепостей недавно прошедшей — надеемся, навсегда — эпохи. Но позволим себе не согласиться с некоторыми тезисами автора.
1. Представляется не совсем последовательным объединение в одной статье, в одном анализе двух таких дискурсов, как истоки празднования 8 марта и обращение к истории Киевской Руси. Тем более, что с нашей точки зрения, гипотеза автора относительно «крестных матерей» праздника 8 марта (блудница Иродиада и ее талантливая дочь Соломия) кажется довольно смелой.
Более привлекательной является идея автора посвятить этот праздник мудрой и смелой княгине Ольге. Но все же, лучше всего вообще от него отказаться (так же, как от всех других советских табельных дней). Наверное, так оно и будет после полной смены поколений в нашей стране.
2. Несогласие вызывает и та часть статьи г-на Золотухина, которая касается отношений в системе «государство-церковь». Стоит вспомнить, что, в отличие от Католической церкви, Православная церковь, во все времена и во всех странах, управлялась государством — императорами, царями, синодами, вождями, Кремлем и пр. Началось это с самого первого Вселенского собора (325 г.), созванного императором Константином Великим, и продолжается до сих пор. Исключениями являются некоторые диаспорные православные церкви — они чаще всего самоуправляемые. Сегодня, однако, у нас есть возможность наблюдать, как Российское государство «подгребает под себя» диаспорные православные церкви мира. А что касается украинской власти, то ее целью является не подчинение украинского православия, а — главное и единственное — избавление от влияния Москвы, которая использует православный «канал» в своих политических целях.
3. Не совсем согласны мы и с утверждением автора о том, что к моменту принятия христианства Киевская Русь в культурном отношении отставала от Европы. В те времена Европа была очень сильно далека от того, чем является сегодня и ее народы, ее языки и границы никак нельзя было назвать «высокой цивилизацией». Достаточно сказать, что, например, в Париже жило тогда менее 10 тыс. человек, а грамотность была уделом только малочисленных монашествующих. Культура держалась на Первом и Втором Риме.
Заодно усомнимся и в том, что «основы всей нашей светской культуры и науки лежат в православии». Православие действительно играло огромную роль в процессах становления Восточной Европы, но Киевская Русь, Правобережье Украины имели постоянные контакты с Западной Европой, учились в немецких, итальянских университетах, широко использовали типографские станки (изобретенные не православными), в частности — для создания общенародных Букварей. Г-н Золотухин пишет: «...советская власть вырвала из нас корни православной культуры» и тем «превратило современную культуру и науку в перекати-поле» (?). Читая или слыша подобные рассуждения, невозможно не задуматься: почему так легко «были вырваны из нас эти корни»? Может, у Анатолия Золотухина есть на это ответ?
№46, суббота, 17 марта 2007