10 заповедей клуба
А. Вознесенский в Николаеве
Фотогалереи
Пушкинские сайты
Театральный эксперимент Н.А. Троянова!
К 90-летию со дня рождения!

Николай Алексеевич Троянов родился в селе Косицкое Батецкого района Новгородской области 16 декабря 1921 г. В детстве, по его словам, он не мечтал о театре, а безумно любил читать книги. В 1937 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения Пушкина, он в школе два часа декламировал стихи поэта и читал «Станционного смотрителя». Потом была работа в районной газете и полковая школа в г. Шепетовке, выйдя из которой, офицером ушел на войну. Воевал под Киевом, Ленинградом, а в Польше был тяжело ранен, награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной звезды, Орденом Богдана Хмельницкого, 18 медалями, в том числе «За оборону Ленинграда» и «За оборону Киева».

После войны поступил в Театральное училище им. М.С. Щепкина при Малом театре в Москве. Здесь его учителями были знаменитые артисты В. Пашенная, К. Зубов, Е. Турчанинов, Н. Анненков и на последнем курсе частично И. Ильинский. Довелось ему видеть Варвару Рыжеву, которую на сцену выводил еще Л.Н. Толстой, а также знаменитейшего актера Александра Остужева. Там же Николай Алексеевич подружился с Павлом Луспикаевым. Они вместе закончили училище и были в 1950 г. направлены в Тбилисский русский театр им. А.С. Грибоедова. Здесь у режиссера Л. Варпаховского Троянов сыграл свои первые роли Треплева в «Чайке» А.П. Чехова и Николку в «Днях Турбиных» М. Булгакова. Именно в Грузии у Николая Алексеевича проявилась тяга к режиссуре и драматургии. Он создает свой первый народный театр и там же он пишет свою первую пьесу «Мост». По сути дела это были первые шаги в том театральном эксперименте, который стал смыслом его жизни. Одну из первых студий вел Троянов в педагогическом институте им. А.С. Пушкина, где он познакомился со своей будущей женой Ниной Петровной Тавитовой и летом 1955 г. в Тбилиси они поженились. Постепенно Троянов устроил супругу вначале артисткой в ТЮЗ, а затем перевел в свой театр Грибоедова. По прошествии многих лет можно говорить о том, что именно Нина Петровна оказалась самой талантливой из всех его учеников, и только злой рок остановил ее восхождение к званию Народной артистки СССР. В это же время Николаю Алексеевичу удалось создать в Тбилиси свой первый народный театр при Доме культуры профсоюзных работников торговли и потребкооперации. В 1957 г. ему было присвоено звание заслуженного артиста Грузии.

Вот, что писал о его работе Народный артист СССР Акакий Хорава 10 июня 1960 г. в газете «Вечерний Тбилиси» в статье «Что показал смотр»: «Целый ряд самодеятельных коллективов может потягаться силами с профессиональными театрами. В первую очередь хочется отметить отличную подготовленность, слаженную осмысленную игру, с глубоким проникновением в сущность авторского замысла у коллектива Дома культуры профсоюзных работников торговли и потребкооперации, поставившего пьесу Х. Вуолийоки «Юстина», руководитель – заслуженный артист республики Н. Троянов». Более глубокий анализ творчества Н.А. Троянова, как режиссера и воспитателя, сделан главным режиссером народного театра Дворца культуры Метростроя Л. Новским, его статья «Сегодня и завтра» опубликована в журнале «Театр» № 10, окт. 1960 г. В ней он писал: «Н. Троянов нашел правильные методы воспитания и обучения актера в условиях театральной самодеятельности. Не случайно за восемь лет работы в самодеятельном коллективе восемь его учеников были приняты непосредственно в профессиональные театры, где они играют большие часто центральные роли. Значит, он не пользуется данными актера, типажем, не эксплуатирует органичность и непосредственность, а обучает мастерству, воспитывает мастера, способного создавать сценический образ. И, судя по увиденному мной спектаклю, он это делает постепенно, осторожно, педагогически тонко, тщательно, продуманно...».

В 1960 г. Трояновы переезжают в Николаев, и тут, едва устроившись в русском драматическом театре им. В.П. Чкалова, Николай Алексеевич начал искать пути для создания своего народного театра. После нескольких проб, остановился на Доме культуры строителей. Здесь, начиная с 1963 г., была основана театральная студия, которой в 1969 г. было присвоено звание Народного драматического театра. В 1975 г. Троянов покинул государственный театр ради своего театра. Этот театральный эксперимент продолжается до настоящего времени, хотя с 1991 г. никто уже не платит Николаю Алексеевичу за воспитательную работу и кузницу молодых актеров. От имени общественности нашего города выражаю благодарность всем директорам Дома культуры строителей за то, что 48 лет они содействуют работе театра Троянова. Основой репертуара Народного драматического театра были и остаются классические и редкие пьесы. Здесь были сыграно более 100 пьес, половина из которых относится к классическому репертуару. Спектакль «Электра» Софокла играли в Ольвии, среди раскопок античного города, на месте, где предположительно мог находиться древний театр. «Короля Лира» Шекспира поставили без единой вымарки текста. Спектакль длился четыре часа. До начала спектакля зрителям было предложено не стесняться и уходить из зала, если захочется. Но зрители упрямо не уходили... Потом была поставлена пьеса «Верните деньги за обучение» Ф. Каринти, «Причуды Белисы» Лопе де Вега, «Немая жена» А. Франса, «Гроза», «Правда хорошо, а счастье – лучше» А.Островского, «Моцарт и Сальери», «Барышня-крестьянка» А. Пушкина, «Монсерра» Э. Роблеса и еще около 40 классических пьес. В последнее время все чаще ставились спектакли, написанные самим Маэстро. Так на сцене народного театра игрались пьесы «Кассандра и Кретин» (1996), «Шутка Вольтера» (1997), «Рафаэль» (1998), «Магда» (2000), «Счастье начинается сегодня» (1956), «Гнев» (1970, шла на сцене театра им. В.П. Чкалова), «Флора Морено» (1975), «Эстонка» (1980), «Эразм из Роттердама» (1996), «Ольвия» (2000), «Мичман Даль (2001)», «Сковорода» (2006) и др.

За 48 лет через театр Троянова прошло несколько сот учеников и сегодня уже можно говорить о театральной школе Николая Алексеевича. Не все ученики Троянова стали актерами, но можно уверенно говорить о том, что все они без исключения стали людьми в высоком понимании этого слова. Перефразируя высказывание древних о знании нескольких языков, можно сказать: «Сколько ролей ты сыграл, столько раз ты и человек». Более полусотни человек стали профессиональными артистами, среди них есть заслуженные артисты Украины и России. Его ученики работают сегодня в Николаеве, Москве, Санкт-Петербурге, Харькове, Киеве, в Германии, Чехии и даже в Аргентине. Пушкинский клуб в прошлом году открыл свою страницу на YouTube, там год назад наш вебмастер Игорь Горбатенко разместил видеофильм о пьесе А.П. Чехова «Предложение», сыгранной Народным драматическом театром в Пушкинском клубе, и чтение Н.А. Трояновым своих баллад, – Интернет помог ученице в далекой Аргентине увидеть учителя и связаться с ним.

О школе Троянова лучше всего говорить словами его учеников. Вот высказывание одного из самых талантливых его учеников, Заслуженного артиста России, Сергея Русскина: «Благодарение судьбы! – Н.А. Троянов явился ангелом-спасителем в трудную минуту для молодого человека, избирающего свой путь в жизни. Кем бы я стал, если бы не встретил Николая Алексеевича, сложно сказать, но вряд ли стал бы более счастливым. В 1976 году меня не приняли в Щукинское училище в Москве. Я вернулся на второй курс Николаевского кораблестроительного института. Был в смятении мыслей и чувств, не знал что делать и как дальше жить. И слава Богу, что пришел в народный театр ДК строителей, где Н.А. Троянов сразу предложил мне роль Володьки в спектакле «Вечно живые» по пьесе В. Розова. Молодому артисту вначале самое главное, на мой взгляд, стать на позиции правильного понимания смысла творчества. На всю жизнь Николай Алексеевич определил для меня тогда через эту роль критерии истинного реалистического театра, за что я ему несказанно благодарен. Затем был главная роль – судьи Леонара – в спектакле «Немая жена» А. Франса, роль острохарактерная, эксцентрическая, позволяющая смелый поиск в области броских форм и выражений. Это был уже другой театр, не реалистический, но яркий, вызывающий, экспрессивный. Так определился мой творческий диапазон. Я проработал с Николаем Алексеевичем лишь год, но заряд творческой активности, преданности профессии, личностного начала, запущенный в меня этим необыкновенным человеком, режиссером, педагогом остался навсегда и ведет меня по сей день. Огромное Вам спасибо, дорогой Николай Алексеевич!» Воистину, лучшей оценки творчеству Н.А. Троянова, как педагога и учителя, нельзя дать!

Сам Н.А. Троянов говорит: – Театр для меня – святое место. «Священнодействуй или убирайся вон!» – этот завет М.С. Щепкина я никогда не забываю. И стремлюсь вести «театральную кухню» именно с учетом этого завета. Вероятно, во всех моих пьесах можно отыскать философскую мысль: никакое зло не проходит безнаказанно. Любовь, сострадание и терпение – суть главное, что дано человеку на этой прекрасной земле. Почти полувековая деятельность Николаевского Народного драматического театра базируется на понимании Трояновым важности самовзыскания. Неслучайно эпиграфом к своей последней книге «Аппиева дорога» Н.А. Троянов взял слова И. Канта: «Две вещи наполняют душу все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Изначально в работе своего театра Николай Алексеевич предъявлял требования, прежде всего, к самому себе, а потом уже к актерам. Этот принцип может разрешить любые конфликты, которые существуют вне и внутри театра. И, если говорить о смысле жизни и 65-летнего театрального эксперимента Троянова, то лучше Пушкина («Моцарт и Сальери») не скажешь: «Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов,..». Оглядываясь на 90-летний опыт жизни и творчества Троянова можно сказать, что презренной пользе должностей, степеней и званий государственного театра, он предпочел независимость и самоуважение, создав свой Народный драматический театр. Неслучайно А.С. Пушкин в статье «Вольтер» указал на то, что «Независимость и самоуважение, одни могут возвысить нас над мелочами жизни и бурями судьбы».

Мичман Даль
Спектакль "Мичман Даль"
Ольвия
Спектакль "Ольвия"
Полтора десятка лет Пушкинский клуб плотно сотрудничает с Народным драматическим театром Троянова. На сайте клуба, открытого И. Горбатенко в 1999 г., создана страничка «Народный театр Троянова». По моей инициативе и при поддержке, в том числе, добытой мной в архивах информациии, Николай Алексеевич написал пьесу «Мичман Даль» к 200-летию со дня рождения В.И. Даля. Общими усилиями с Горисполкомом она была поставлена Народным драматическим театром в русском драмтеатре и наш город в 2001 г. достойно отметил этот юбилей, открыв перед этим мемориальную доску В.И Далю. На 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина Народный драматический театр Троянова сыграл в клубе «Моцарта и Сальери». Вместе мы выезжали к археологам в Ольвию для постановки там пьесы Н. Троянова «Ольвия». Впервые в истории Человечества вместе 14 сентября 2001 г. в Центральной городской библиотеке им. М.Л. Крапивницкого мы отметили 2658-ю годовщину со дня рождения нашего земляка Гомера. По мотивам этих событий Генеральным директором Николаевской областной гостелерадиокомпании А.А. Митрофановым (оператор – Ю. Трегубов, режиссер – Ю. Скиба) в 2002 г. создан видеофильм «Терра инкогнита», завоевавший международную премию. Мною были разработаны макеты книг Н.А. Троянова «Исторические силуэты (три пьесы)» и «Европейцы (четыре пьесы)», изданные соответственно в 2001 и 2004 гг. И сейчас, готовясь к 90-летию Маэстро, мною подготовлен макет его книги «Аппиева дорога», основу которой составили: никогда не публиковавшиеся стихи и баллады автора, пьеса Джордано Бруно «Подсвечник» (объемная пьеса написана в 1582 г. и была поставлена лишь однажды в Риме в 1912 г., в редакции Троянова – это краткое искрометное действо) и пьеса Троянова на современную тему, написанная в жанре романтической фантазии-пасторали в 2-х частях, «Кристина». К сожалению, пока не удалось найти денег для издания книги, но, мы (вместе с городским советом ветеранов, который возглавляет генерал И.Ф. Лютиков) не теряем надежду – может все-таки найдется спонсор и оплатит издание книги почтенного во всех отношениях 90-летнего, ветерана войны и труда, театрального творца и кудесника Н.А. Троянова.

Пользуясь случаем, приглашаю всех николаевцев на день рождения Н.А. Троянова 16 декабря т.г. в 15 часов в Дом культуры строителей, на премьеру новой пьесы юбиляра «Кристина» (вход свободный), будет показана 1-я часть пьесы, а затем состоится чествование юбиляра. Вечер ведет писатель Анатолий Маляров. Кроме того, Пушкинский клуб, работающий вот уже 23-й сезон в музыкальной гостиной областного художественного музея им. В.В. Верещагина, приглашает на творческий вечер в воскресенье, в 14 часов, 18 декабря Анатолия Малярова, а 25 декабря – на презентацию пока что макета книги Н. Троянова «Аппиева дорога» и чествование юбиляра.

Анатолий Золотухин,
председатель Пушкинского клуба.

Опубликовано в газете «Южная правда» 13 декабря 2011 г.

Copyright © 2014. Powered by alexgarry.