ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР ТРОЯНОВА

ТЕАТР (от греч. theatron - место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра - в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западно-европейские бродячие актеры - гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения - итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства - спектакль - создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника.

Таково энциклопедическое определение театра, чисто теоретическое. Что касается практического определения театра, то это один из самых сложных видов искусства. Сложный потому, что он вбирает в себя многие виды искусств и создает из них некий симбиоз, способный активно воздействовать на душу человеческую. Эта сложность соответственно несет на себе и огромные материальные трудности в организации всего театрального процесса от создания пьесы до ее постановки. Это не только сценарий и актеры, участвующие в исполнении драматургического замысла, но это также музыка, декорации, свет, одежда актеров и весь антураж от сцены до зрительного зала.

Я заговорил о сложности организации театрального действа исключительно потому, что чисто по-человечески не могу представить себе как можно вынести ту огромную нагрузку, которую добровольно взвалил на себя герой моего краткого очерка Николай Алексеевич Троянов, организовывая непрерывную работу Николаевского народного драматического театра на протяжении более чем 41 года! За это время театром поставлено более 100 пьес в основном европейской тематики: от древнегреческих и скифских времен до эпохи Возрождения, это, можно сказать, классический репертуар, и до проблемных явлений наших дней.

Особое место в этом репертуаре занимают пьесы, написанные Николаем Алексеевичем. Их создано около 20-ти, не все они еще закончены, многие не опубликованы. Но часть из них уже вышла в двух книгах: "Три пьесы" (Николаев, издательство НаУКМА, 2000) и "Исторические силуэты (три пьесы)" (Николаев, "Возможности Киммерии", 2001). В первой книге опубликованы пьесы: "Магда" (драматическая история в двух частях); "Рафаэль" (драма-представление в двух частях); "Кассандра и Кретин" (комедия из античных времен в двух частях). Во второй книге представлены пьесы: "Ольвия" (драма из античных времен, в двух действиях); "Шутка Вольтера" (комедия в одном акте); "Мичман Даль" (трагикомедия в одном действии с прологом). В этой, третьей, книге собраны 4 пьесы, написанные Н.А. Трояновым частью в последнее время, это "Макаров и Верещагин", "Сковорода" и "Триумф старого дома". А вот над пьесой "Эразм из Роттердама" Николай Алексеевич работал около 10-ти лет, и только издание этой книги подвинуло автора к ее завершению. Без преувеличения можно сказать о том, что это одно из самых любимых произведений. Интерес к нему у автора неслучаен, Эразм Роттердамский - это одна из ключевых фигур европейской культуры XVI века, творческое наследие его не утратило актуальности и до наших дней.

В упомянутой книге Н.А. Троянова "Три пьесы" на 178-181 стр. приведен "Репертуар Народного драматического театра (1964-2000)". В уточнение и дополнение к этому списку следует добавить репертуар театра, сыгранный в 1998-2004 гг. Так, 6 мая 1998 г. был сыгран этапный спектакль театра по пьесе Э. Роблеса "Монсерра" (пер. с французского), а 25 мая 1999 г. - пьеса Н.А. Троянова "Рафаэль", приуроченная к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Пьеса пронизана неистребимым желанием Автора приблизиться к разгадке тайны гениальности. К 200-летию В.И. Даля, 22 ноября 2001 г., городской властью утром была установлена мемориальная доска, на месте дома, где жил великий лексикограф, а вечером в здании Русского театра Народным драматическим театром была сыграна пьеса Н.А. Троянова "Мичман Даль". Фабула содержания пьесы является типичным научным исследованием жизненных проблем, с которыми столкнулся В.И. Даль здесь в Николаеве. В пьесе автор удовлетворил и свою любовь к точному русскому слову, к красоте русской речи, к остаткам той древней речи, собиранию которой посвятил свою жизнь В.И. Даль. 19 мая 2002 г. в Доме культуры строителей состоялась премьера пьесы "Ольвия", написанной Н.А. Трояновым. Эта пьеса еще не получила должной критики, но несомненно одно: она написана глубоко реалистично в отношении описанных Геродотом событий, связанных с гибелью скифского царя Скила, тяготевшего к греческой культуре. Приходится только удивляться прохладному отношению действующих на нашей земле профессиональных театров, которые сохраняют равнодушное отношение к драматургическому творчеству Н.А. Троянова. Впрочем, их можно понять. Как говорил поэт, "Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии…".

Свое 40-летие Народный драматический театр, который по праву можно назвать Трояновским, отметил постановкой ( можно сказать, исполнявшейся всего лишь один раз за 400 лет!) пьесы Джордано Бруно "Подсвечник". Как опытный драматург, Николай Алексеевич отредактировал пьесу, нашел ключ к динамизации и более краткому изложению содержания спектакля при бережном отношении к авторскому тексту. Благодарные зрители по достоинству оценили работу Николая Алексеевича, как драматурга, так и режиссера, а, благодарные своему Учителю, актеры с редким наслаждением исполнили свои роли. 10 сентября 2003 г., во время впервые организованного по инициативе общественности международного праздника "Музы Ольвии" на месте Ольвийского теменоса был сыгран спектакль по пьесе Н.А.Троянова "Ольвия". Влияние исторического места было столь велико на актеров, что мои знакомые археологи то и дело спрашивали у меня: это играют профессионалы?! На это пришлось им отвечать, что профессионалом написана пьеса, которая профессионально поставлена, так что актерам-любителям ничего не оставалось как играть профессионально…

Деятельность Н.А. Троянова, человека мыслящего, досконально знающего европейскую литературу, драматургию и театр, как явление, вызвало заметный спрос на создание пьес, связанных с историей нашего города. Так, к 90-летию Николаевского государственного университета, бывшего Учительского института, им написана пьеса "Триумф старого дома", премьера которой состоялась 28 октября 2003 г. в актовом зале университета и тепло была встречена коллективом университета. За год до даты, отмеченной 12 апреля 2004 г, 100-летия трагической гибели в Порт-Артуре нашего земляка адмирала С.О. Макарова и художника В.В. Верещагина, директором Областного Художественного музея им. В.В. Верещагина и мною было заказано Н.А. Троянову создание пьесы "Макаров и Верещагин", с которой он блестяще справился. При поддержке Облгосадминистрации на Областном телевидении (директор А.А. Митрофанов) была создана телеверсия этого спектакля (оператор Ю.Б. Трегубов), исполнителями которой стали актеры Народного драматического театра. Николаевское телевидение в первых числах апреля 2004 г. дважды показало этот телефильм.

Уже одно простое перечисление названий пьес, созданных Н.А. Трояновым, говорит о том, что Автор его европеец по мыслям своим и по духу. Разумеется, таковым является и его театр, созданный им и функционирующий только благодаря его непререкаемому авторитету. Вне всякого сомнения Н.А. Троянов является философом-мыслителем, в основе его познания мира лежит не только багатейший чисто человеческий опыт познания жизни, но и страстная любовь к книге содержательной. Известно мало людей, которые так любили и боготворили книгу, как Николай Алексеевич. Пожалуй, таким был, на мой взгляд, только, ныне покойный, собиратель книг Владимир Андреевич Филевский. Но, он был "Скупым рыцарем" книги и в меньшей степени творцом, чем Н.А. Троянов, который обратил свою библиотеку на создание "Сада райских песен" и пьес. Как и Сковорода, жизнь которого он также исследует в одноименной пьесе, Н.А. Троянов ушел из мира профессионального театра в любительский, чтобы снова вернуться туда, откуда он вышел. И что бы там о нем не говорили его коллеги, но тяготение к Прекрасному и Мудрому все оправдывает.

Николая Алексеевича нельзя назвать анахоретом, хотя бы потому, что в нем угнездился еще талант недюжинного Учителя. Таковым был у нас народный художник Михаил Алексеевич Ряснянский, Царство ему небесное. Таковой является профессор Николаевского Государственного университета Тамара Константиновна Пересунько. К этим людям тянулись и тянутся не только молодежь, но и люди зрелого возраста. Источником их учительства стало ни меркантильность, ни назидательность, а их собственный жизненный и творческий пример. Мне доводилось не раз присутствовать на репетициях или чтениях тех или иных пьес, написанных самим Н.А. Трояновым, и видеть, как он сам волновался при этом, ждал реакции и оценки слушателей, что уже говорить о премьерах спектаклей. В заметке "Подвиждник театра" в книге Н.А. Троянова "Исторические силуэты" я уже писал о том, каких высот достигли его ученики, а здесь хочу перечислить тех, кто сегодня поддерживает его подвижническую деятельность на поле любительского театра. Это, прежде всего, художник Александр Федоров, заведующая постановочной частью Светлана Завгородняя, музыкальное сопровождение - Игорь Смирнов, подбор музыки - Наталья Малышевская и Станислав Григорьев, актеры: Елена Ефимцова, Александр Кожевников, Игорь Мельничук, Юрий Голубев, Екатерина Попиней, Наталья Ятло, Илья Гусев, Валерия Костомарова, Максим Кунгуров, Евгений Казачинский, Наталья Севач, Татьяна Целина, Станислав Мартиросов, Елена Мельничук и Ольга Панкова. Низкий поклон всем Вам, Трояновцам, - "Единого Прекрасного жрецам"!

Ниже привожу фото, которые призваны проиллюстрировать отдельные эпизоды из жизни вполне европейского по форме и содержанию Николаевского народного драматического театра. Европа всегда тяготела к рациональной, продуманной красоте. В театре Троянова, как драматурга, режиссера и постановщика, лаконизм, в силу обстоятельств реальной жизни любительского театра, доведен до совершенства…

А.Золотухин, председатель Пушкинского клуба.